Первый министр Шотландии Алекс Салмонд несколько дней назад объявил о подготовке референдума о независимости его страны от Соединенного Королевства. Шотландия была частью Британии с 1707 года. Если ответ населения на плебисците будет положительным, то начнется процесс расчленения державы, что станет примером испанским баскам и другим «автономиям» в странах ЕС. В поисках спасения Лондон вспомнил про объединяющие население «маленькие победоносные войны» и предельно обострил отношения с Аргентиной – спустя 30 лет после окончания Фольклендской войны.
Алекс Салмонд, первый министр Шотландии, изложил в парламенте план ее превращения в суверенное государство, пишет «Независимая газета». Были названы два определяющих параметра «дела о разводе»: срок проведения референдума и формулировка вопроса, на который предстоит ответить шотландцам. Сроком определена осень 2014 года. Вопрос же будет стоять так: «Согласны ли вы, что Шотландия должна быть независимой страной?». Вопросов может быть не один, но два. Второй, если его одобрят в ходе начатых консультаций, будет о том, желают ли шотландцы, оставаясь в составе Соединенного Королевства, больше властных полномочий для своего парламента.
Выполняя обещание предоставить шотландцам, валлийцам и ирландцам больше возможностей для самоуправления, Лондон создал 12 лет назад шотландский парламент, который получил право решать некоторые внутренние проблемы. Оборона и внешняя политика остались в компетенции британского правительства. Однако механизм деволюции (передачи полномочий от центра в регионы) на этом не остановился. Теперь Лидер Шотландской национальной партии Алекс Салмонд, дважды побеждавший на местных выборах, требует отделения Шотландии от Соединенного Королевства.
По словам Салмонда – «Шотландия подобна плененной птице». Но «птица вылетела, и ее нельзя вернуть в клетку». Салмонд рассчитывает, что молодежь одобрит его план, и предлагает снизить возраст участников голосования до 16 лет. Если 16-летний шотландец может служить в армии, то почему он не может играть роль в определении будущего страны?
Стремясь развеять тревогу соотечественников по поводу последствий раскола, первый министр пообещал, что королева Елизавета II останется главой государства. Но Шотландия не будет посылать войска в «незаконные войны», подобные войне в Ираке. И не позволит размещать ядерное оружие на своей земле. Главным оппонентом Салмонда стал премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, которого, в вопросе сохранения целостности королевства, поддерживает даже лейбористская оппозиция. Кэмерон заявляет, что прерогативой организовать референдум обладает Лондон, а не Эдинбург. Британское правительство также считает, что шотландцам следует задать всего один вопрос: хотят ли они полной независимости? То есть, в расчете на то, что большинство шотландцев сейчас не решатся на окончательный разрыв с Британией.
Развод с Шотландией крайне невыгоден Британии. Достаточно привести в доказательство тому уже тот аргумент, что ядерное оружие Британии базируется на военно-морской базе шотландского острова Клайд, и если остров уходит из-под юрисдикции Соединенного Королевства, Британия, похоже, лишается своей ядерной независимости. Одним из определяющих мотивов для требований независимости Шотландии стали прибрежные нефтегазовые промыслы, контроль над которыми в случае победы «сепаратистов», перейдет к шотландцам.
Характерно, что в самый разгар споров о возможной независимости Шотландии предельно обострились отношения Лондона и Буэнос-Айреса. Поводом стал вопрос о принадлежности Фольклендских островов, и о природных ресурсах их прибрежной зоны. Эти острова уже вызвали 30 лет назад недолгую войну между двумя государствами. На этот раз, похоже .что Лондон старается использовать Фолькленды как повод отвлечь внимание общества от внутренних проблем распадающегося королевства.
Президент Аргентины Кристина Киршнер уже длительное время призывает Великобританию к диалогу вокруг статуса Фолклендских островов, которые сами аргентинцы называют Мальвинскими. Внезапно, на этой неделе британский премьер Кэмерон все же ответил на протесты аргентинцев. И ответил неожиданно жестко: глава правительства бывшей колониальной империи обвинил аргентинских оппонентов в колониализме. Премьер заявил, что архипелаг будет оставаться под суверенитетом Соединенного королевства столько, сколько этого захотят сами островитяне.
Чтобы это желание у островитян не пропадало, премьер-министр одобрил план срочного усиления группировки войск на Фолклендах. На островах уже развернуты силы ПВО, станция слежения и современные истребители. Кроме того, в регионе постоянно несут дежурство боевые корабли британского флота. В качестве пилота спасательного вертолета в марте туда будет откомандирован и принц Уильям, пишет «Российская газета».
В свою очередь, Буэнос-Айрес запретил вход в аргентинские порты кораблям под флагом Фолклендских островов. Аргентинскую инициативу поддержали все страны южноамериканского общего рынка «Меркосур», куда входят две региональные державы Бразилия и Аргентина, а также расположенные между ними Парагвай и Уругвай.
Впрочем, одной из возможных причин обострения «фольклендсого противостояния» может быть и недавнее открытие в районе спорных островов крупного месторождения нефти. Ранее Аргентина уже обвиняла Великобританию в том, что та нарушила международное законодательство, начав бурение нефти на шельфе островов. На этот раз аргентинское правительство обрушилось на промысловый бизнес британцев и экологические нарушения: «Они разграбляют наши природные ресурсы, нашу нефть, нашу рыбу», – объявила президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер. Сейчас положение Соединенного Королевства как никогда ранее шатко: экономику лихорадит уже несколько лет, Шотландия готова отделиться, а в вооруженных силах началось радикальное сокращение штатов. В частности, будут практически полностью расформирована бригада непальцев-гуркхов – гордость британской армии, существующая с 1815 года. Еще печальнее обстоят дела на флоте: королевскому ВМФ даже пришлось списать свой единственный авианосец из-за чрезмерных расходов на его содержание. Сейчас официальный Лондон просто не в состоянии вновь, как и тридцать лет назад, отправить к берегам Фолклендов внушительную армаду своих кораблей, считают российские наблюдатели.