«Цветные революции» начала этого века и прошлогодняя «арабская весна» возобновили активные дискуссии об эффективности поддержки демократии извне. Политологи, равно как и политики, чиновники, активисты гражданского общества спорят о необходимости и возможностях оказания помощи гражданскому обществу в авторитарных странах, таких как Белоруссия. Только ленивый не упрекнет сегодня организаторов внешней помощи в неэффективности их работы. Между тем альтернативы такой поддержке нет.
Белорусские власти считают усилия западных стран по развитию демократических процессов в стране вмешательством во внутренние дела. С конца 90-х годов принимаются законы и поправки в законы, чтобы сделать любую внешнюю поддержку белорусского гражданского общества нелегальной. Каждый проект такого рода на территории Белоруссии должен быть одобрен и зарегистрирован. Законодательство делает общественные структуры уязвимыми: после отказа в регистрации их члены подпадают под уголовную статью за деятельность от имени незарегистрированной организации, открыто работать становится невозможно.
Западные правительства и фонды не оставляют попыток поддержать усилия белорусских демократов, но возможности такой поддержки сильно ограничены, причем не только белорусскими властями. Большинство иностранных доноров, согласно внутренним правилам, могут работать только с зарегистрированной структурой или при наличии третьего партнера в стране — соседке Белоруссии.
По мнению немецкого политолога Франка Шиммельфеннига, Белоруссия — показательный пример того, как последовательная поддержка процессов демократизации со стороны Запада может иметь фактически нулевой результат.