Эксперты выразили обеспокоенность ростом религиозного экстремизма в Татарстане.
В республике 3 тыс. человек являются "сторонниками или сочувствующими" ваххабизму, заявил глава Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов, слова которого приводит во вторник казанский выпуск газеты "Коммерсант".
При этом, продолжил он, среди них есть как непосредственно "джихадисты", так и большинство, "которые не готовы взять в руки оружие", но при этом готовы помогать "материально и морально".
По словам эксперта, в самой столице Татарстана уже существуют мечети, где "собираются последователи нетрадиционного зарубежного ислама". При этом большое количество храмов, где собираются исламисты, являются "частными" и "записаны под коттеджи", а потому не подконтрольны муфтияту.
Р.Сулейманов считает, что если государство признает ваххабитов "как участников мусульманской уммы", исламисты смогут проникнуть в органы власти, чтобы лоббировать свои интересы, а в дальнейшем начнут "нести идеи "чистого ислама" не на словах, а путем насилия".
По его мнению, чтобы пресечь это государство должно, "не церемонясь", заявить о поддержке только традиционного для татар ислама ханафитского толка, "перенаправить источники финансирования в сторону ханафитов" и запретить духовное обучение за рубежом.
В свою очередь начальник управления президента Татарстана по взаимодействию с религиозными объединениями Марат Гатин разделяет опасения экспертов. Он отметил, что "радикализм может использоваться третьими, в том числе внешними силами, чтобы сорвать значимые мероприятия".
Как отметил чиновник, если во время Универсиады "будут допущены проколы", это "негативно скажется на имидже" не только Татарстана, но и всей страны. Он полагает, что "ситуацию можно выправить", если "наладить интенсивную разъяснительную работу с населением".
Юрий Цыбин