По оценке американских аналитиков, Ирану все труднее поддерживать своего верного союзника, режим Башара Асада. И не только политически, но уже и экономически. Падение Асада, по мнению специалистов "полностью изменит динамику в регионе".
Исчезновение Асада не только отделит Сирию от Ирана, что является видимой целью США и арабских союзников. Будет перерублена главная артерия, по которой Иран подпитывает своих региональных сателлитов – ливанскую "Хизбаллу" и палестинский ХАМАС.
Санкции против Ирана резко ограничили возможности аятолл оказывать материальную помощь Асаду, который опустошает собственную казну в тщетной попытке подавить восстание.
Али Бануазизи, профессор Бостонского Колледжа и директор программы ближневосточных и исламских исследований, говорит: "Грубо говоря, если вы рассматриваете Иран как угрозу, вы, прежде всего, должны ослабить Сирию и помочь движению против Асада".
Положение в регионе разительно изменилось за один год. В феврале прошлого года Иран злорадствовал и громогласно объявлял, что "арабская весна" лишила Вашингтон всякой поддержки в регионе. Он даже осмелился, впервые за 30 лет, послать "с миссией мира и дружбы" два военных корабля через Суэцкий канал в Сирию.
У Ирана нет иного выхода, как поддерживать Асада и его алавитскую секту. Все прочие религиозные, этнические и политические движения страны к Ирану симпатий не испытывают. Только за последнюю неделю зарегистрированы три случая захвата иранских заложников в Сирии.
Эндрю Таблер, исследователь из вашингтонского Института Ближневосточной Политики, предсказывает: "Где-то к середине этого года у Асада закончатся деньги. Будет интересно посмотреть, что произойдет дальше. Если Асад падет, это будет сильнейшим ударом по Ирану за несколько последних десятилетий".