Фискальные правила, принятые Евросоюзом, делают невозможным стимулирование экономики за счет увеличения госрасходов.
Давайте оштрафуем Грецию или Португалию. Новое бюджетное правило Евросоюза, так называемый «фискальный пакт», предполагает именно штрафные санкции против стран, которые его нарушают. Напомню, что речь идет о введении порядка, по которому страны — члены ЕС обязаны поддерживать дефицит бюджета не выше 1% ВВП (либо — в случае, если накопленный долг уже превышает 60% ВВП — всего 0,5%). Фактически речь идет об исключении из экономической практики стран Евросоюза (а не только еврозоны) бюджетного дефицита, который дозволялся условиями Маастрихсткого договора на уровне 3% ВВП. Разрешаются теперь, по сути, только технические кассовые разрывы между концом и началом года. Ни о каком бюджетном стимулировании экономики с использованием бюджетного дефицита речи идти не может — даже в счет накопленных ранее резервов, если бы таковые имелись. Пора жить по средствам — и все.
Таким образом, евробюрократия дала ответ на вопрос о том, как, по ее мнению, надо проводить национальную макроэкономическую политику: «никак». Действительно, денежно-кредитные меры по стимулированию или, наоборот, торможению экономического роста недоступны странам — членам зоны евро уже с момента вступления в валютный союз. Процентные ставки и денежно-кредитная эмиссия находятся под полным и эксклюзивным контролем ЕЦБ. Теперь то же самое должно произойти и с фискальной политикой. Страны, подписавшие пакт, фактически лишаются права стимулировать свои экономики путем наращивания госрасходов.
Европейским странам «остается одно — только лечь, умереть», как пел Высоцкий в песне, описывающей утренние воспоминания о весело проведенном вечере. Сравнение не случайно — после исключительно щедрого праздника бюджетного и денежно-кредитного стимулирования, который в странах Евросоюза шел с начала прошлого десятилетия вплоть до 2008 года, наступило не очень приятное похмелье. Все структурные проблемы остались, более того, даже усугубились, и меры макроэкономического воздействия просто не действуют. Более того, сами возможности реализации этих мер исчерпаны, во всяком случае, в бюджетной сфере.
Сложившаяся модель роста экономики, действующая в рамках существующих инфраструктурных и институциональных ограничений, больше не работает даже при наращивании макроэкономического стимулирования. С этой ситуацией столкнулись не только страны Евросоюза. Такие же проблемы уже 20 лет не позволяют расти Японии, они же сейчас стоят перед США, Россией и многими другими странами. Дело усугубляется тем, что большинству стран приходится сворачивать программы макроэкономического стимулирования из-за бюджетных ограничений. Рост может снова выйти на удовлетворительный уровень только при условии проведения активных структурных реформ и ни супер-низкие процентные ставки, ни новые бюджетные расходы здесь не помогли бы, даже если были возможны.
Но это сейчас. А что будет, когда структурные проблемы будут так или иначе решены и страны Европы выйдут на новую траекторию роста? В этом новом суперцикле будут обычные капиталистические бизнес-циклы, которые принято сглаживать именно мерами макроэкономической политики. Тогда тоже нельзя будет проводить стимулирование?
Экономисты уже не один десяток лет ведут спор о том, стоит ли в принципе использовать инструменты макроэкономической политики для управления спросом. Одни полагают, что да, другие считают, что задача денежно-кредитных инструментов только в том, чтобы обеспечивать ценовую стабильность, а фискальных вообще быть не должно. То есть государство должно минимизировать свое вмешательство в экономику и, соответственно, налоги, и заниматься только национальной обороной, охраной порядка, социальной защитой и пр. Евробюрократия административным путем решила это спор, выбрав второй вариант. Похоже, именно несогласие с этим выбором вызвало демарш Великобритании, правительство которой считает, что новый договор противоречит ее национальным интересам.
Но скорее всего, дело не в идеологии; все намного проще. Надо показать, что работа над преодолением кризиса идет, а что делать со стимулированием экономики и как уложиться в бюджет — поживем-увидим. Ведь, например, в 2003 году Маастрихтский договор неоднократно нарушался, в том числе Германией, и никто никого не штрафовал.
Алексей Моисеев