29 ноября 2000 года жители Астрахани были потрясены из ряда вон выходящим событием. На 41-м году жизни скоропостижно скончался настоятель католического храма Успения Пресвятой Богородицы священник Кшиштоф Немейский. Причиной смерти, которую установила судебно-медицинская экспертиза, стало отравление неизвестным быстродействующим ядом. Яд был добавлен в чай, который пили отец Кшиштоф и дьякон Валерий Цвирко. Дьякону повезло, он выпил всего одну чашку, и врачи смогли оказать ему неотложную медицинскую помощь, настоятелю же была уготована иная судьба…
Кому же помешал католический священник? В ходе следствия было установлено, что убийцей отца Кшиштофа стала Елена Шишкина, 61-летняя уроженка города Челябинска, гражданка Казахстана, ранее привлекавшаяся к уголовной ответственности. Шишкина, как выяснило следствие, оказалась банальной аферисткой, которая с корыстными целями входила в доверие к представителям религиозных общин города (она успела стать своей в общинах баптистов и пятидесятников). Представившись приезжей из Казахстана Фридой Функлер, которую преследуют казахстанские власти за принадлежность к католичеству, Шишкина попросила приютить ее в католической общине. При этом она высказала намерение потратить якобы имеющиеся у нее сбережения на покупку квартиры в Астрахани, которую впоследствии она, дескать, завещает католическому приходу.
Прожив непродолжительное время в комнате отца Кшиштофа, которую он уступил ей по доброте душевной, «Фрида» была вынуждена искать съемную квартиру в городе, так как настоятель объявил ей, что не пристало мирскому человеку постоянно жить в доме священника. Данное обстоятельство, по официальной версии, чрезвычайно обидело Шишкину и послужило толчком к совершению ею убийства отца Кшиштофа. Уязвленное самолюбие мошенницы и психопатия истерического типа (как установила потом судебно-медицинская экспертиза, хотя убийца была признана вменяемой) образовали гремучую смесь.
Утром 29 ноября 2000 года Шишкина заварила тот самый роковой для священника чай и ушла в город. Она направилась в мусульманскую общину, где представилась «Розой» и по ранее отработанной схеме попросила приюта, пообещав, как и в случае с католиками, оставить в наследство мифическую квартиру. Правда, удача на сей раз от нее отвернулась. Служители мечети привели Шишкину к тому же риелтору, который совсем недавно подбирал съемное жилье для «Фриды Функлер». Шишкина, осознав, что ее обман раскрыт, покинула город. Вскоре по горячим следам она была задержана в одном из районов области.
В ходе следствия и судебного разбирательства свою вину Шишкина так и не признала, не были прояснены и мотивы преступления. Поэтому до сегодняшнего дня убийство священника окутано завесой тайны, и на этот счет существуют различные версии.
Популярна версия о заказном убийстве. По мнению ее сторонников, отец Кшиштоф пользовался большой популярностью и уважением у астраханцев. Благодаря его проповеди многие стали активными прихожанами католического храма. Повышенное внимание к нему со стороны астраханцев не было выгодно неким адептам новых религиозных движений, осуществляющим активную миссионерскую деятельность по вовлечению в свои ряды бывших советских граждан. Обеспокоенные создавшейся конкуренцией, лидеры одной из таких групп могли использовать Шишкину в своих замыслах по устранению Кшиштофа Немейского. Существует своя версия и у тех, кто верит в сверхъестественное. По преданию, отец-основатель астраханского католического храма Успения Девы Марии итальянец Ромуальдо де Пондо погиб при невыясненных обстоятельствах в 1781 году, спустя три года после освящения построенной его стараниями церкви. Как говорят, он был отравлен. Похоронен Ромуальдо де Пондо здесь же, в крипте католического храма. Вот и отцу Кшиштофу, по мнению сторонников этой версии, вернувшему жизнь храму после забвения в коммунистическую эпоху, была уготована та же участь.
Существует также версия о внутренних разборках в российской католической общине. Как известно, отец Кшиштоф создал в приходе общину неокатехумената (небольшую группу из 30–40 человек, члены которой при помощи священника проходят путь христианского воспитания в вере). На подходе была организация и второй подобной общины. Но, как известно, неокатехуменат не одобряется многими католиками, как священниками, так и мирянами. Их часто обвиняют в чрезмерной закрытости от остального католического мира, сектантстве и экспрессивности. Некоторые епископы даже запрещают деятельность неокатехумената на территории своих епархий. Сторонникам этой версии причина убийства священника видится именно в отрицательном отношении части католического духовенства к деятельности убитого.
Однако практично мыслящие астраханцы считают, что роковую роль в этой истории сыграла безответная любовь не совсем здоровой и уже немолодой женщины к священнику, видному 40-летнему мужчине. Важным обстоятельством здесь является то, что отец Кшиштоф был, конечно же, не женат. Как известно, католические священники должны соблюдать целибат, безбрачие. Отсутствие семьи у священника могло усилить сексуальные фантазии и привязанность к нему этой женщины. Патология истерического типа могла подтолкнуть ее к столь неожиданному и трагическому поступку. Людям, хотя бы поверхностно знакомым с психологией поведения человека, данная версия кажется весьма обоснованной и реальной, так как поведение человека не всегда следует логике, а его поступки часто аффективны.
Однако версии так и остаются версиями, какая из них предпочтительна, судить читателю. Вскроется ли правда когда-нибудь? С каждым годом вероятность этого становится все меньше. Единственный человек, который в состоянии что-либо прояснить – Елена Шишкина, – затерялась в недрах огромной системы исправительных учреждений нашей страны. Да и те 12 лет колонии строгого режима, что она получила за содеянное, оставляют мало надежд на то, что она до сих пор еще жива и может рассказать правду.