Дела давно минувших дней... Как-то не принято о прошлом вспоминать в радужных тонах. Все норовим камень бросить, особенно если речь идет об Ираке, о времени правления диктатора Саддама Хусейна.
Не мне судить это время. Приведу лишь слова Католикоса всех армян Ирака, сказавшего в беседе со мной, что покойный Саддам Хусейн очень благоволил к христианской Церкви, православной и католической. Даже в трудные времена режима санкций, по его настоянию, религиозные праздники и мусульман, и христиан проводились совместно и торжественно. Не принято было на них экономить. Президент лично посещал все церковные торжества, где ему оказывались почести. Каждой церкви перечислялась сумма в пять тысяч долларов для покрытия праздничных расходов, на покупку украшений, подарков детям и т. д. На соборных мессах обязательно присутствовали члены правительства, личные посланцы президента, поздравлявшие нас от его имени. Это было и почетно, и трогательно, и мы были уверены, подчеркнул священник, что государство нас, христиан, надежно защищает.
Так в чем же дело, зададимся наивным вопросом. Если при диктаторе-душегубе христиане чувствовали, что живут дома, в родном государстве, где их права гарантированы наравне с прочими этническими и религиозными конфессиями, то сейчас, казалось бы, и вовсе не о чем печалиться. Американцы на громыхающей броне ввезли в страну демократию, бережно внесли ее на своих штыках, создали марионеточное карманное правительство - а счастья нет. Но сказано в Писании: «Не мир пришел я принести, но меч». Христиане сегодня гонимы здесь как нигде, подвергаются насилию со стороны своих же, в прошлом, радушных и толерантных соседей-мусульман. Над войсками вторжения витали евангельские письмена, за ними смиренно шествовали миссионеры, осеняя себя крестным знамением, неся иракцам благословения американской Англиканской Церкви и милости в виде скудных даров гуманитарной помощи.
А за всем этим «церемониальным шествием» следовал ад: межэтническая рознь, кровавые братоубийственные войны, ракетно-бомбовые удары с воздуха и террористические атаки на земле, пылающие нефтеносные поля и разрушенные древние месопотамские святыни, голод, разруха и чудовищная нищета.
Восточные христиане, живые посланцы древнейших цивилизаций: халдеи, ассирийцы, сирияне... Они сопротивлялись евангельским доктринам миссионеров-интервентов, отстаивая чистоту своих верований и убеждений. Мусульмане, сунниты и шииты, вели себя по отношению к ним постыдно, по существу превратившись в силы поддержки вторжения. Возобладало темное невежество и мракобесие: правоверные идентифицировали своих иракских христиан с заморскими носителями евангельской веры, сокрушавшими страну мечом и огнем. Инаковерующие оказались в западне, хуже - между наковальней «евангелической интервенции» и молотом исламского экстремизма.
Поражает и то, что ни халдеи, ни ассирийцы, ни сирияне не были вовлечены в противоборство за передел власти шиитов с суннитами, арабов с курдами и туркменами. Но испили горькую чашу унижений, издевательств, насилия и гонений. Радикальные исламистские движения ополчились на христианскую общину, полыхали расистская арабо-курдская война, война политическая между суннитами и шиитами. Десятки тысяч погибших и искалеченных...
Неприязнь и ненависть к христианам степным пожаром пронеслись по исламскому миру, и начался их печальный исход. Недавний взрыв в багдадской церкви Сайидат ан-Наггя заставил засобираться в путь даже сомневающихся «иноверцев». Печальная статистика - в Ираке осталось менее четверти былого христианского населения. Гонимые халдеи подались в соседний Иракский Курдистан - больше некуда. Прорываются в Европу, где принимают их крайне нелюбезно. Вторжение в марте 2003 года поставило всех перед новой мучительной проблемой - сотни тысяч христиан-беженцев. Говорят, пришла беда - отворяй ворота: Запад захлестывает волна исламофобии, насилия по отношению к ни в чем не повинным европейским мусульманам. Кто несет ответственность за гонения на христиан - ответ на Западе однозначен: ислам. При этом почему-то не принимается во внимание, что треть мусульман - а их в мире насчитывается более миллиарда - живет за пределами исламского мира. И им тоже инкриминируются гонения на христиан? Мы становимся свидетелями очередного обострения старой как мир войны цивилизаций.
Исламофобия нарастает не только в пределах европейской улицы, она пронизывает крайне правые политические движения и партии в Британии, Франции, Италии, Австрии, Голландии. И даже за океаном, где оказывается противодействие строительству мечети на месте разрушенных башен-близнецов и предпринимаются даже попытки публичного сожжения Корана. Европейцы тешат себя мыслью об отмщении мусульманам-гонителям иракских халдеев. Но ведь гонения не прекратились, и только исход сил вторжения и урегулирование ситуации в стране могут вернуть все на свои места. Пока в Ираке длится иностранное военное присутствие, воевать будут все против всех. Такова непреложная логика оккупации, где бы она ни вершилась.
Надо признать, что здравомыслящие люди осознают, что исламский мир в целом, и арабский в частности, совершают непоправимую ошибку, цена которой слишком велика. В Ираке исход «иноверцев» истончает создаваемую веками структурную ткань общества, и углубляет политический раскол.
1400 лет поколения за поколениями мусульман и христиан жили на Востоке бок о бок в мире и добрососедстве. И Восток уже не будет Востоком, если исчезнет совместное проживание правоверных и иноверцев, прочные устои которого заложил Пророк Мухаммед.
Да благословит его Аллах и приветствует!