Вдали от пыли и шума революций арабский мир празднует другую весну в области искусства и культуры, расширяя свои связи с другими странами мира.
Культурная программа в регионе, определяемая тремя основными художественными проектами - биеннале в Шардже в марте 2013 года, ярмаркой Art Dubai в марте текущего года и текущим Художественным проектом в Абу-Даби на острове Саадият – вновь подтверждает решимость деятелей культуры использовать ее в качестве инструмента мягкой дипломатии и укрепления связей между народами.
Из этих трех проектов инициатива в Абу-Даби, часто называемая «арабской художественной мечтой», стала наиболее амбициозной.
По словам одного из официальных лиц, согласно этому проекту, к 2018 году остров превратится в гигантский художественный комплекс, который будет вмещать четыре музея, центр исполнительских искусств и роскошные отели.
«Персидский залив с его финансированием и стабильностью превращается в платформу и опору для художников региона в их общении с внешним миром»,- заявила Джудит Грир (Judith Greer), заместитель руководителя Фонда искусств Шарджа.
Грир связывает усиленное внимание к искусству в арабском мире с двумя факторами. Во-первых, в регионе скопилось такое богатство, которое позволяет обратить внимание на искусство и культуру. Во-вторых, исчезающие границы позволяют деятелям с легкостью осваивать новые пространства и налаживать связь со своей братией по всему миру.
Грир приехала в Шарджу в поисках талантливых художников, которых можно продвигать в регионе, и с целью исследовать искусство в арабском мире на Художественной ярмарке в Индии.
«Огромное количество западных средств уходит к жителям Ближнего Востока, занимающимся искусством. Сфера искусства в арабском мире раскрылась посредством обменных и резидентных проектов», - добавила Грир.
Одним из ключевых проектов, которые соберут произведения мировой культуры и искусства под одной крышей в арабском мире, является собрание Фонда искусств Шарджа в марте 2012 года – в преддверии биеннале 2013 года.
На этом собрании с 12 по 17 марта будут присутствовать, по крайней мере, 80 художников, экспертов в области искусства и представителей учреждений, таких как Музей современного искусства в США и Центра Помпиду в Париже, а также индийских организаций, заинтересованных в создании и распространении предметов искусства в регионе и по всему миру.
Встречу будут сопровождать четыре выставки.
«Делегаты будут обсуждать проблемы и вопросы, относящиеся к искусству в регионе и в других станах, в критическом ключе. На Ближнем Востоке художники зачастую выполняют бессмысленную работу, отправляясь туда, куда их приглашают – эта встреча позволит им тесно взаимодействовать друг с другом», - отметила Грир.
Сюзанна Коттер (Suzanne Cotter), куратор проекта музея Гуггенхайма в Абу-Даби, сообщила: «Еще два года назад арабского мира не было на карте мирового искусства. Однако культура «биеннализации» и такие организации как Tate и Музей современного искусства США выступают в защиту идеи о том, что, чтобы идти в ногу с современным искусством, необходимо признавать существование множества различных художественных практик».
В минувшие выходные, обращаясь к специальному собранию деятелей искусства и прессы, Коттер подчеркнула, что «биеннале неожиданно приобрели большое значение, и искусство пробует новый язык и ищет иные пути общения во время проведения подобных мероприятий».
И арабский мир сумел уловить эту тенденцию.
Четыре ведущие индийские художественные галереи примут участие в ярмарке Art Dubai в марте. К примеру, Галерея Гросвенор Вадехра отдаст дань уважения М.Ф. Хуссейну – весьма популярное имя в регионе – организовав его персональную выставку.
Кавита Сингх, младший профессор в области искусств университета имени Джавахарлала Неру в столице страны, заявил: «Деятели культуры Индии и Южной Азии должны быть в равной степени представлены в арабском мире вследствие существующих географических и экономических связей между ними, а также большого числа мигрантов из Южной Азии».