В Британии вышла в свет книга с интригующим названием "Религия для атеистов". Ее автор популярный современный философ Ален де Боттон, взявший на себя роль проводника в массы гуманистических идей.
Он основатель и председатель расположенной в Лондоне "Школы жизни" (The School of Life), где за небольшую плату можно прийти и послушать лекцию-проповедь. Темы лекций самые разнообразные: от довольно отвлеченных, вроде "Насколько необходима в жизни любовь", до более практических, таких как "Чем занять свое время" или "Как уравновесить работу и досуг".
По поводу своего нового детища де Боттон говорит, что ему хотелось написать книгу, которая бы с атеистической точки зрения с пониманием отнеслась ко всем сторонам религиозной жизни.
"Я полагаю, что можно не верить в бога и по-прежнему интересоваться тем, как религия умеет объединять людей – чтобы вместе петь или что-то праздновать, пройти обряд посвящения или какой-то другой ритуал – мне интересны все эти вещи, которые, наверное, можно было бы назвать второстепенными, но которые, на мой взгляд, все равно очень важны. И именно они привлекают многих атеистов, которые просто не знают, что с ними делать", – сказал автор в интервью Би-би-си.
Де Боттон полагает, что в современном секулярном образе жизни существуют пустоты, которые можно было бы заполнить, взяв все то лучшее, что есть в разных мировых религиях.
Ревность атеистов
Идея создать атеистическую религию не нова. Как говорит директор центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров, поиск некой атеистической религии шел и в XIX веке.
"Это была идея Людвига Фейербаха, который полагал, что в будущем возникнет религия, которая осознает, что истинный бог – это человек, но тем не менее это будет какая-то форма поклонения, может быть даже с каким-то культом", – объясняет ученый.
Нечто похожее предлагал и создатель философии позитивизма Огюст Конт, а в начале ХХ века этим увлекались русские так называемые "богостроители" из числа российских социал-демократов.
Конечно, атеисты составляют определенное количество мыслящих людей общества, в некоторых странах это значительная его часть, причем даже в России, переживающей, казалось бы, возврат интереса к вере, не говоря уже про западно-европейские страны.
Поэтому, как полагает Роман Лункин, религиовед и старший научный сотрудник института Европы, это естественное желание – создать некий псевдо – или квазирелигиозный институт для атеистов.
"У атеистов возникает постоянная ревность по поводу того, что именно религия, именно церковь обладает некой монополией на нравственные и моральные ценности, а если ты неверующий, то, значит, для тебя все относительно, – полагает Лункин. – Нет, говорят атеисты, все-таки и у атеистов есть морально-этический кодекс и постоянное стремление доказать, что мы тоже моральные люди, у нас есть заповеди, которые мы можем исполнять. Вот с этим ущемленным самолюбием, наверное, и связано желание создать свою квазирелигию".
В одном айподе...
Безусловно, не верить в бога – не означает отвергать все, что связано с религией. Многим из нас, даже тем, кто далек от веры и церкви, нравятся определенные религиозные ритуалы, традиции, праздники, ставшие почти что светскими, не говоря уже о звучащей в церквях музыке.
Ален де Боттон предлагает взять все это красивое, внешнее и смешать, сделать что-то вроде плейлиста в айподе из религиозных воззрений: например, мессу у католиков, которая, по его мнению, обладает техникой усиления "привязанности другу другу членов прихода", или День искупления (Йом Киппур) у иудаизма, который, по его словам, является "психологически эффективным механизмом" по разрешению социальных конфликтов.
Можно заниматься йогой и ничего не знать о буддизме
То есть сделать своеобразный "ребрендинг", наподобие того, что сделали ранние христиане с языческими ритуалами, введя их в новую религию.
Его идея заключается в том, что к религии можно подходить так же, как мы подходим к искусству: мы же не ограничиваемся просмотром фильмов только одного, любимого, режиссера или прослушиванием песен только одного исполнителя – каждый из нас составляет свой список, свой плейлист.
Почему бы не сделать то же самое с религиозными воззрениями? Однако не обесценятся ли взятые из разных традиций ценности?
"Да и что это за религия, где ценности необязательны к исполнению?" – вопрошает Лункин.
Веришь – не веришь...
Однако, по идее автора новой книги, что новой атеистической религии совершенно не нужно, так это идеология и догма.
Ведь можно, например, ходить в кружок йоги и успешно выполнять асаны, не зная ничего ни об индуизме, ни о буддизме, ни о колесе Сансары.
Обществу, безусловно, нужна духовная цементирующая основа, особенно в нынешние времена, когда, с одной стороны, рухнули надежды на светлое коммунистическое будущее, с другой – на построение гуманного капитализма.
Однако, как говорит католический священник, капеллан Royal Holloway College отец Владимир, даже в подкрепленном марксистской идеологией Советском Союзе были попытки позаимствовать утешительную сторону религиозной веры.
"В СССР можно было прочитать такую вещь, например, в прессе, что все у нас хорошо с марксистской идеологией, но у нас нет загробной жизни, а это несправедливо, что люди, которые всю жизнь работали на благо общества, ничего не получают после смерти, и надо бы нам как-то ввести", – поясняет священник.
Де Боттон отвергает идею центральной власти для своей новой альтернативной религии, но предлагает создать сеть ресторанов Agape ("Любовь" в переводе с греческого), где можно будет за длинными "монашескими" столами объединиться за нерелигиозной трапезой, а также возвести среди деловых небоскребов лондонского Сити высоченный Храм для атеистов черного цвета, чтобы было куда зайти подумать.
Но не является ли все это утопическим прекраснодушием, да и зачем же еще строить церкви для атеистов, когда имеющиеся стоят пустые?
"Автор предлагает: ребята, давайте жить дружно, при этом не надо ни во что верить. Легко ответить этому автору, – говорит отец Владимир. – Среди людей, которые ходят в церковь, много неверующих. Они не объявляют себя атеистами, потому что трудно будет это противоречие примирить. Это принадлежность к общине без веры, об этом британские социологи пишут давно".
Ввести религию в свободном обществе невозможно, полагает мой собеседник отец Владимир, но существуют гражданские ритуалы, такие как свадьба, похороны, и даже есть такое понятие как гражданская религия.
Без пророка
Но может быть искусство может заменить атеистам религию и не придется выдумывать ничего нового? Де Боттон думает, что может, только для этого надо, чтобы музеи стали более активно вовлекать посетителей в духовный процесс познания.
Действительно, может быть и так, что людям, выросшим в Советском Союзе, русская классика успешно заменила катехизис. И если в России "поэт всегда больше чем поэт", то и вдумчивый читатель всегда был больше чем просто интеллектуальный потребитель, он был готов пропустить через себя морально-нравственный урок, преподанный литературным гением.
Однако, как утверждает Николай Шабуров, нельзя сбрасывать со счетов некие "антропологические предпосылки" существования религии, поскольку есть в человеке то, что не удовлетворяется ни искусством, ни наукой – вне зависимости от его мировоззрения.
Вместе с тем создание атеистической религии как некоего общественного проекта, скорее всего, по его мнению, обречено на неудачу.
"Я думаю, что очень незначительно число людей из позиционирующих себя как атеистов, которые были бы заинтересованы в каких-то культовых формах или какой-то религии", – говорит Николай Шабуров.
Атеизм, умиравший тихой смертью вместе с жестоким и безбожным ХХ веком, как говорят эксперты, сейчас снова на подъеме, но готовы ли атеисты всех стран объединяться – будь то в уже существующих музеях или в лоне новой церкви, без догмата, вождя и пророка?
"Что касается вопросов спасения души, то тут атеизм может предоставить целое научное мировоззрение о возникновении мира, но даже если все эти ответы будут даны, то все равно со временем у этой религии появится вождь, который и займет место пророка атеистической религии", – полагает религиовед Роман Лункин.
Но пока такой пророк не появился, атеистам придется довольствоваться тем что есть – мировой культурной копилкой, которая полна религиозных образов и ценностей и которой, с развитием мирового туризма, стало легче пользоваться.
К тому же она порой тоже приносит то, что Толстой называл "основным религиозным чувством", – осознание равенства и братства людей.