Вашингтон — Как стало известно Associated Press, администрация Обамы рассматривает варианты нового радикального сокращения американских ядерных сил, подразумевающего, в том числе, сокращение до 80 % развернутых вооружений.
Даже самый скромный из рассматриваемых сейчас вариантов стал бы историческим и политически смелым – особенно для года, в котором проходят президентские выборы, - шагом в области разоружений, хотя эти планы соответствуют данному президентом Обамой в 2009 году обещанию добиваться упразднения ядерного оружия.
Окончательное решение пока не принято, однако администрация сейчас работает по крайней мере над тремя вариантами сокращения общего количества развернутых стратегических боеголовок: до 1000-1100, 700-800 и 300-400 единиц, сообщают бывший государственный чиновник и сотрудник аппарата Конгресса. Оба они беседовали с журналистами на условиях анонимности, так как речь идет о внутренних правительственных материалах.
Таким образом, правительство, возможно, не будет поддерживать количество развернутых стратегических боеголовок на предусмотренном действующим договором о СНВ уровне в 1550 единиц.
Если у страны останется всего 300 развернутых стратегических боеголовок, США вернутся на уровень 1950-х годов, в которых они начали наращивать производство ядерного оружия в ходе ядерной гонки с Советским Союзом. В конце 1980-х годов количество боеголовок достигло пика, превысив уровень в 12 тысяч единиц. Впервые оно упало ниже 5000 единиц только в 2003 году.
Г-н Обама неоднократно говорил, что он намерен продолжать сокращать ядерный арсенал, однако конкретные проекты дальнейшего сокращения держались в тайне до тех пор, пока AP не узнало о трех обсуждающихся сейчас вариантах.
Официальный представитель Совета национальной безопасности Томми Витор (Tommy Vietor) заявил во вторник, что варианты, разработанные Пентагоном, пока не были представлены г-ну Обаме.
Пресс-секретарь Пентагона Джордж Литтл (George Little) отказался сообщить подробности, так как они засекречены. По его словам, г-н Обама попросил Пентагон разработать несколько «альтернативных подходов» к ядерному сдерживанию.
Возможно, США проведут следующий этап сокращения вооружений самостоятельно, однако более вероятно, что они предложат России начать новый раунд переговоров и сделать сокращение развернутых вооружений одним из элементов очередного договора, который могут заключить бывшие противники времен холодной войны.
Даже самый мягкий вариант сокращения арсенала, скорее всего, станет объектом яростной критики со стороны республиканцев, которые считают, что уменьшение ядерных сил ослабит США в период, когда Россия, Китай и другие страны наращивают свои ядерные потенциалы. По их мнению, если американский ядерный арсенал станет меньше, это также подорвет доверие к ядерному «зонтику», которым Америка прикрывает таких своих союзников, как Япония, Южная Корея и Турция – то есть страны, которые в противном случае могли бы создать собственные ядерные силы.
В прошлом году администрация начала рассматривать варианты возможного будущего сокращения арсенала, ниже уровня, предусмотренного вступившим в силу год назад новым договором с Россией о СНВ. Соображения на эту тему скоро должны быть представлены г-ну Обаме. Уровень сил, на котором он остановится, ляжет в основу нового стратегического плана на случай ядерной войны, который будет разрабатывать Пентагон.
Сейчас США уже сокращают свои развернутые ядерные боеголовки и собираются к 2018 году довести их число до 1550 единиц – как того требуют условия договора о СНВ. На 1 сентября прошлого года, согласно данным, которые стороны представили в соответствии с требованиями договора, у Соединенных Штатов было 1790 развернутых боеголовок, а у России - 1566. Договор не запрещает сторонам снижать по собственной инициативе количество боеголовок ниже уровня в 1550 единиц.
Сторонники дальнейшего сокращения утверждают, что ядерное оружие не помогает предотвращать главные для XXI века угрозы безопасности – такие как терроризм. Согласно обзору ядерной политики, подготовленному Пентагоном в 2010 году, ядерный арсенал США «плохо подходит» для того, чтобы противостоять угрозам, которые могут представлять «недружественные режимы, стремящиеся получить ядерное оружие» (явный намек на Иран).
Пока неясно, на каких расчетах основаны три варианта, которые сейчас рассматривает Белый дом.
Идея арсенала из 300 боеголовок фигурирует в документе, подготовленном для Пентагона в прошлом октябре, когда администрация только начинала пересматривать требования к ядерным силам, одним из аналитиков Института национальной обороны корпорации RAND. Автор документа Пол Дэвис (Paul K. Davis) утверждает, что он не пытался доказать преимущества какого-то конкретного выбора, но хотел подготовить для политиков своего рода аналитическое руководство по последствиям разных вариантов сокращения ядерных сил.
По мнению г-на Дэвиса, арсенал из 300 боеголовок сможет считаться соответствующим задачам сдерживания, если количество боеголовок будет зафиксировано договором, условия которого позволят надежно препятствовать жульничеству, если США развернут дополнительные неядерные вооружения глобальной досягаемости и если у Америки будет «гипотетически превосходная» - пусть и ограниченная – защита от ядерных ракет большой и средней дальности.
Новые сокращения могут открыть перспективы для кардинального переформатирования американского ядерного арсенала, который десятилетиями держался на трех опорах - на баллистических ракетах, запускаемых с подводных лодок, на баллистических ракетах наземного базирования, и на оружие, размещаемом на тяжелых бомбардировщиках, таких как B-52 или использующий стелс-технологии B-2. Традиционный аргумент в пользу этой «триады» заключается в том, что она необходима, чтобы пережить любой обмен ядерными ударами.
В прошлом месяце администрация заявила, что нынешние планы предусматривают сохранение триады, но намекнула при этом на будущее ее сокращение. Во внесенном в Конгресс в понедельник оборонном бюджете на 2013 год администрация предложила отложить на два года разработку нового поколения атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. Это позволит за пять лет сэкономить около 4,3 миллиарда долларов.
В прошлом ноябре Джеймс Миллер (James N. Miller), отвечающий в Пентагоне за ядерную политику, отказался сообщить в своих показаниях Конгрессу, какие именно варианты сокращения рассматривает администрация. Конгрессмен-республиканец от Огайо Майкл Тернер (Michael R. Turner), возглавляющий подкомитет по стратегическим силам в Комитете Палаты представителей по вооруженным силам, безуспешно пытался добиться от г-на Миллера подробностей. В прошлом месяце г-н Тернер заявил журналистам о своих опасениях относительно того, что администрация зациклилась на сокращении ядерных сил.
В своих письменных показаниях, которые были подготовлены к слушаниям 2 ноября, проходившим под председательством г-на Тернера, г-н Миллер ясно дал понять, что администрация проводит фундаментальную переоценку своих требований к ядерному арсеналу. В необычно жесткой форме он заявил, что ключевой вопрос, стоящий сейчас на повестке дня, - «что делать», если какое-либо государство или какую-либо негосударственную структуру с ядерным оружием не удастся удержать от нанесения удара.
«Фактически, мы спрашиваем: каковы руководящие принципы использования ядерного оружия для сдерживания противников Соединенных Штатов и каковы руководящие принципы завершения ядерного конфликта, если он начнется, на наилучших возможных условиях?» - заметил он.
В большинстве стран, у которых есть ядерное оружие, размер ядерного арсенала считается тщательно охраняемым секретом, однако частные эксперты по ядерной политике утверждают, что ни у кого, кроме США и России, нет больше 300 боеголовок. По оценке Федерации американских ученых, у Франции их около 300, у Китая около 240, у Британии около 225, у Израиля, Индии и Пакистана где-то по сотне.
Г-н Обама с самого момента своего прихода к власти уделял много внимания сокращению количества и снижению роли ядерного оружия в рамках более широкой стратегии по борьбе с распространением в мире технологий создания ядерного оружия и по сдерживанию угрозы ядерного терроризма. В настоящее время эту стратегию серьезно проверяют на прочность предполагаемые попытки Ирана обзавестись ядерной бомбой.