«Ушедшая слава» – таков заголовок программы восьмого сезона, вышедшей в 2009 году в известной телевизионной серии «Закон и порядок». Дело крутится вокруг заговора, направленного на то, чтобы подвергнуть шантажу авторитетного члена комитета по выбору места проведения Олимпийских игр. Эта акция спланирована частным агенством по обеспечению безопасности, которое уже получило контракт от Рио–де–Жанейро.
Эта программа прошла примерно в то же время, когда шло голосование в Дании 2 октября 2009 года. Тогда 121 сессия Комитета по организации Олимпийских игр выбрала местом проведения ХХХI Олимпиады именно Рио–де–Жанейро. Именно вопросы безопасности стоят пока не на высоте в Бразилии, трудности зарегистрированы как в области общей координации, так и в области планирования долгосрочной и адекватной общественной политики.
Именно чтобы ответить на этот вызов, был подготовлен «План по безопасному проведению Олимпийских игр», только что вошедший во вторую из трех запланированных фаз. Этот план предполагает различные моменты его применения и одобрения в ходе промежуточных событий: Кубка Конфедераций 2013 года и чемпионата мира по футболу в 2014 году.
Возвращаясь к фильму, о котором мы говорили в начале статьи, (оставим в стороне кинематографический заговор, который высвечивает некоторое раздражение Соединенных Штатов за понесенное поражение, с которым трудно смириться) заметим, что он интересен, потому что воплощает на экране маневры и давление, сопровождающие большие спортивные события.
Такие большие события, помимо того что они являются опорами глобализованного театра коллективных эмоций, которые вызывает спорт, предствлают собой и удобные случаи для развития бизнеса в огромном масштабе. Поэтому главы государств действуют как настоящие представители лобби. Этой теме Andy Markovits посвятил свою последнюю книгу Gaming the world с таким подзаголовком: «Как спорт преобразует культуру и глобальную политику». Примерно эту же тему обсуждает и эксперт по маркетингу Майкл Пэйн (Michael Payne) в своей работе Olympic Turn Around.
Не случайно, что различные комментаторы прочли в геополитическом ключе голосование в Копенгагене. Букмекеры давали благоприятные прогнозы Чикаго, так как было объявлено об участии Обамы, но после первого тура американский город оказался последним в списке и был исключен.
Только после третьего тура Рио оказался победителем, получив две трети голосов, необычно широкое преимущество. Почему это случилось, понять нетрудно: члены Комитета проголосовали за Бразилию. Другие три кандидата на проведение Олимпийских игр были городами Северного полушария в таких странах как Соединенные Штаты, Испания и Япония. Бразилия – представительница стран Южного полушария. Основным аргументом, к которому прибегнул президент Лула, был следующий: «Олимпйские игры никогда не проводились в Южной Америке». Фидель Кастро превознес победу, патетически назвав итоги голосования «триумфом Третьего мира».
Чтобы остаться в теме, бывшй британский премьер–министр Тони Блэр в своей автобиографии «Путешествие» (A journey) рассказывает о своих совместных с женой и при поддержке Сильвио Берлускони усилиях, направленных на то, чтобы не допустить проведения предыдущих Олимпийских игр во Франции. Но когда Лондон обошел конкурентов (Париж, Мадрид и Токио), дела в Сити шли чудесным образом, все говорили об успехе Великобритании, а о Блэре как о «человеке, воплотившем мечту в жизнь». Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Дошло до того, что 13 января газета Financial Times поставила вопрос: «У кого хватит духа организовывать Олимпийские игры, когда экономика так плохо функционирует?».
Лондон прекрасно понимает, что это значит. Никакому другому городу в мире не приходилось проводить Олимпийские игры два раза и оба раза в такие трудные времена. В 1948 году, почти сразу же после второй мировой войны во время проведения шестнадцатых Олимпийских игр экономические трудности были так велики, что атлетам было предложено привезти с собой запасы продовольствия. Сегодня, когда наблюдается спад промышленного производства, а государственный долг неудержимо растет, Великобритания стоит перед вопросом, каким будет финальное соотношение между затратами и выгодами от этого большого спортивного события. Предполагаемый бюджет составляет приблизительно 11 миллиардов евро (китайское правительство для игр в Пекине в 2008 году выделило 50). Помимо всего прочего, кризис в Греции, которая именно затратами на проведение Олимпийских игр выше своих возможностей сделала первый шаг по направлению к дефолту, и нарушение гражданских прав в Китае придают Олимпийским играм несколько мрачноватый оттенок.
Настоящий вызов Лондону в 2012 году заключается в том, чтобы доказать, что большие европейские города все еще могут брать на себя организацию событий подобного типа. Следовательно, надо учитывать два оновных фактора: 1) экономическое бремя во время кризиса государственного долга европейских стран и замедления развития экономики в глобальном масштабе; 2) реализация таких сооружений, которые не стали бы дорогостоящими храмами в пустыне. Если эта модель не сработает, то организация таких событий рискует стать достоянием только быстро развивающихся в экономическом отношении стран: в 2016 году – Бразилии, в 2020 году свою кандидатуру на проведение игр подала Турция.
Следовательно, будем наблюдать за Лондоном, чтбы понять по завершении соревнований, каким будет итог соотношения затраты/выгода. К сожалению, Италия не может ждать, потому что правительство Монти должно высказать свою полную поддержку кандидатуре Рима до конца середины февраля. Действительно, до 15 февраля должны быть представлены запросы и гарантийные письма в Олимпийский комитет, а в мае состоится первое рассмотрение представленных кандидатур. Наконец, в 2013 году будет вынесено решение: в марте и апреле будут поездки по оценке возможностей городов–кандидатов, а 7 сентября 2013 года в Буэнос–Айресе будет объявлено о месте проведения Олимпийских игр в 2020 году.
Итальянский вызов
Кандидатура Рима, которую страстно поддерживает мэр столицы Алеманно – это, конечно, трудный вызов, но не невозможный. Ресурсы, необходимые для организации, оцениваются в 2,5 миллиарда; те, что нужны на создание и реконструкцию спортивных сооружений – в 1,4 миллиарда, примерно столько же потребуется на строительство олимпийской деревни на 18 тысяч мест и пресс–центра на 5 тысяч человек. Кроме того, нужно завершить полифункциональное сооружение Калатравы в Тор Вергата (500 миллионов), нужно реализовать бассейн для гребли стоимостью в 95 миллионов и велодром стоимостью в 55 миллионов. Другие 2,8 миллиона предназначены для строительства городской инфраструктуры и дорог. Этот расход в любом случае заложен в стратегический план развития столицы к юбилею в 2025 году. К этим цифрам надо прибавить затраты на реконструкцию аэропорта Фьюмичино (1,6 миллиарда, полностью вносимых частными лицами).
Необходимые инвестиции, по мнению Марко Фортиса (вице–президента фонда Эдисон и докладчика Комиссии по экономическим возможностям при оценке кандидатуры Рима в качестве места проведения Олимпийских игр в 2020 году), определили бы общий рост ВНП в 17,7 миллиарда евро за период 2013–2025 годы, что соответствует увеличению на 1,4% валового национального продукта по сравнению с 2011 годом. Кроме того, план экономической и финансовой целесообразности подчеркивает, что преимущества в смысле роста ВНП и уровня занятости проявились бы практически на фоне нулевых затрат для страны. Действительно, если общий объем расходов на Олимпийские игры в Риме оценивается примерно в 8,2 миллиарда евро, то доход от Международного олимпийского комитета (права спонсоров, телевидения), от продажи билетов, от местных спонсоров, от лотереи и доходов от недвижимости должен составить 3,5 миллиарда. Фортис «подсчитал», что остающиеся 4,7 миллиарда, которые должны гарантироваться государством за счет общественных денег, принесли бы в казну доход в 4,6 миллиарда евро. Однако государство должно, не откладывая, проверить свои финансовые возможности. Мы выразились предельно ясно: с 2015 года и дальше нам потребуются в среднем 800–900 миллионов евро в год, что обеспечить проведение Олимпийских игр. Фактически потребуются расходы в размере 0,3% от ВНП, в то время как Греция потратила на это событие в 2004 году почти 3% и сейчас вынуждена драматически за это расплачиваться.
Жесткий контроль за расходами и прозрачность руководства – вот необходимые условия для того, чтобы не превысить смету, составленную в результате исследования вопроса. Но, к сожалению, вспоминаются несбывшиеся надежды Италия 90. Фортис заключает: «Если Италия сможет выйти из кризиса и добьется сбалансированного бюджета в 2013 году, то проведение Олимпийских игр не только осуществимо, но и придало бы большой импульс стране и обеспечило бы ей доверие на международном уровне». Себастьян Коу (Sebastian Coe), ставший легендарной фигурой в атлетике и занимающий сегодня пост президента в организационном комитете, утверждал: «Неважно, как организуются Олимпийские игры, важно почему».
Рим по разным причинам - самый подходящий западный город для проведения Олимпийских игр в 2020 году: по своим историческим и спортивным традициям, потому, что он всегда был ареной различных мировых событий, по наличию уже существующих спортивных сооружений мирового уровня, по своим организационным возможностям. К этим характеристикам добавляется уникальное в мире архитектурное и культурное наследие. Если Лондон дважды проводил у себя игры в кризисных ситуациях, игры в Риме могли бы оказаться поворотным моментом, если правда то, что Давид Маранисс (David Maraniss) написал в своей работе «Рим 1960», определив это событие как «Олимпийские игры, которые изменили мир».
Победная стратегия
С недавним утверждением Казани в качестве места проведения чемпионата мира по плаванию Кремль хочет воплотить свой амбициозный проект возрождения России через спорт. Добавим сюда зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году и чемпионат мира по футболу в 2018 году.
Конечно, эти события потребуют огромных инвестиций (в целом около 30 миллиардов), в которых примут участие как государство, так и частные лица, чтобы не слишком опустошать государственную казну. Но они же обеспечат длительное развитие страны посредством строительства портов, автострад и железных дорог. Следовательно, перед нами стратегия, направленная на преобразование спортивных событий в факторы, способствующие продолжительному экономическому буму и росту престижа страны, потверждающая ее «способность к маневру» на мировой арене.
Таким образом, Россия переписала спортивную геополитику, переместив на восток четыре международных события, запланированных на четыре года. Утверждение Казани в качестве места проведения чемпионата мира по плаванию – это только последнее звено амбициозного проекта Кремля. Поворотным пунктом стал выбор (неожиданный) главы ФИФА Блаттера (Blatter) России в качестве страны проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это назначение вызвало эффект домино: сначала хоккей (2016), потом плавание.
Только на проведение зимних Олимпийских игр на берегу Черного моря правительственный план предполагает инвестировать 10 миллиардов евро. Две трети будут отпущены из государственного фонда, одна треть расходов будет финансироваться частными инвесторами. Газпром инвестирует 130 миллионов евро. Из них 36 пойдет на строительство автострад и железных дорог, другие ресурсы – на создание нового аэропорта. Учтем, что на проведение зимних Олимпийских игр в Турине в 2006 году, самых дорогостоящих, было истрачено от 3 до 3,5 миллиарда евро, включая расходы на инфраструктуру.
Президент организационного комитета по проведению зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году Дмитрий Чернышенко уже добился от спонсоров рекордных ассигнований в 675 миллионов евро. Другие 200 миллионов должны поступить от коммерческих соглашений. Доходы от проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году (спонсоры и телевизионные права) могут даже превысить эту цифру. Возможно, одни Олимпийские игры и не удовлетворят амбиции России: Санкт–Петербург уже подумывает о выдвижении своей кандидатуры на проведение Олимпийских игр в 2024 году.
Он станет серьезным соперником, если выдвижение кандидатуры Рима будет отложено...