В России может быть создана финансовая полиция — если Росфинмониторингу добавить функции оперативно-розыскной деятельности. Она же, вероятно, будет заниматься расследованиями налоговых преступлений
С идеей создания финансовой полиции выступил в своем микроблоге глава Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин. «Может быть предложено объединить функции финансовой разведки и оперативно-розыскной деятельности в области противодействия финансовым преступлениям, создав новое ведомство на информационной и кадровой базе Росфинмониторинга посредством реорганизации этого ведомства в финансовую полицию России», — написал Александр Бастрыкин. По его мнению, финансовая полиция должна подчиняться непосредственно президенту или председателю правительства.
Бастрыкин считает логичным сохранить у объединенного ведомства функции финансовой разведки, при этом предлагает добавить ему полномочия по выявлению, раскрытию и предупреждению преступлений против финансовой системы государства, то есть придать Росфинмониторингу полицейские функции.
Создание финансовой полиции, по мнению СКР, позволит оперативно проверять информацию о подозрительных финансовых сделках с использованием методов оперативно-розыскной деятельности, а при наличии признаков преступления передавать уже проверенные данные в следственные органы.
Чтобы избежать коррупции, ведомство должно быть подчинено непосредственно напрямую президенту или председателю правительства — так в новой организации удастся минимизировать возможность злоупотребления должностными полномочиями, полагает глава СКР.
Прежде чем создавать новый орган и наделять его такими широкими полномочиями, необходимо разобраться, в чем же проблемы и недостатки существующей системы, так как сама по себе новая структура не решит всех проблем, считает партнер BDO в России Денис Тарадов.
Хорошо забытое старое
По словам Бастрыкина, в последние несколько лет по результатам проверок налоговых органов возбуждается лишь каждое седьмое дело. Связано это с тем, что Федеральная налоговая служба (ФНС) самостоятельно не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Ранее выявлением налоговых преступлений занималась Федеральная служба налоговой полиции, однако в 2003 году она была упразднена, а ее функции снова перешли к органам внутренних дел. Но, как отмечает аналитик «Инвесткафе» Олег Малкин, с принятием нового закона «О полиции» органы внутренних дел практически оказались отстранены от выявления налоговых преступлений. По его мнению, целесообразно передать функции контроля за соблюдением налогового законодательства новой финансовой полиции, а не наделять ФНС функциями дознания и возможностью проведения оперативно-розыскных мероприятий.
«В настоящее время одно ведомство занимается сбором информации, затем передает ее в правоохранительные органы — в итоге процесс чрезмерно затягивается и усложняется», — говорит аналитик.
Все действия государства должны быть направлены на предупреждение финансовых преступлений, то есть создание благоприятных условий для ведения бизнеса с простыми и понятными правилами, исключающими возможность двоякого толкования, считает Денис Тарадов. «Цели нового ведомства, если оно будет создано, остаются непонятными. Кроме того, неясно, как деятельность новой структуры будет пересекаться с работой налоговых органов, прокуратурой и службой по финансовому мониторингу. В итоге мы получим еще один дополнительный надзорный орган за бизнесом», — считает Тарадов.