Россия сталкивается с растущей международной критикой в связи с продажей оружия Сирии, но Москва не демонстрирует признаков того, что прогибается под давлением, и даже увеличила поставки, что, согласно критикам, помогает президенту Башару Асаду оставаться у власти.
Являясь крупнейшим импортером оружия в Сирию, Россия продала Дамаску в прошлом году вооружений примерно на миллиард долларов, включая ракетные установки, в то время как поставки небольшого по размеру оружия, которые сложно проконтролировать, возросли с момента начала протестов против Асада, заявили перешедшие на сторону оппозиции члены сирийского правительства.
В январе российский корабль Chariot, нагруженный оружием и боеприпасами, выключил радар и тихо доплыл до Сирии, чтобы не привлекать внимание мировых держав, которые все больше раздражены отказом России и Китая поддержать резолюцию Совбеза ООН, нацеленную на прекращение 11 месяцев насилия.
Приводя растущий уровень насилия в качестве причины, арабские и западные страны начали намекать на возможное вооружение противников Асада, что, как говорят некоторые военные и политические аналитики, может сделать гражданскую войну более вероятной.
Москва обвинила Запад в поддержке лишь одной стороны и заявила, что проданное оружие не использовалось сторонниками Асада для убийства около семи тысяч человек – количества людей, погибших, согласно последним данным правозащитных групп, в ходе жестоких разгонов.
Но повстанцы и перебежчики со стороны правительства заявили, что торговля мелким оружием между Москвой и Дамаском в разгаре, а правительство вдвое увеличило военный бюджет на 2011 году с тем, чтобы заплатить за разгон повстанцев.
«Я бы предположил, что в среднем средства расходы Министерства обороны увеличились в два раза в 2011 году», - заявил Махмуд Сулейман Хадж Хамад (Mahmoud Suleiman Haj Hamad), бывший главный аудитор Министерства обороны Сирии, который перешел на сторону повстанцев в январе.
В телефонном интервью из Каира он заявил, что российское оружие составляло 50% поставок оружия до начала разгонов протестующих. Китай и Северная Корея поставляли 30%, а оставшиеся 20% приходились на Иран и другие страны.
Правительство увеличило оборонный бюджет и импорт оружия, сократив финансирование других министерств, например, образования и медицины, примерно на 30%, отметил он.
«Перед протестами Россия поставляла Сирии оружие в гораздо более ограниченном количестве. С недавних пор… Россия увеличила поставку оружия в Сирию», - заявил он.
«Насколько я знаю, Россия ежемесячно отправляла грузы», - заявил он, говоря о поставках до его дезертирства в прошлом месяце.
Законная торговля
Данные Thomson Reuters свидетельствуют о том, что по меньшей мере четыре корабля с декабря покинули черноморский порт Октябрьск, используемый Рособоронэкспортом для отправки военных грузов, и направились или уже добрались до сирийского порта Тартус.
Российский корабль Chariot из-за плохой погоды в середине января пришвартовался я в кипрском порту в Лимасоле. Следуя эмбарго ЕС на импорт оружия в Сирию, экипаж корабля пообещал изменить курс, но всего лишь спустя несколько часов после отплытия из Лимасола снова взял курс на Сирию.
Источник на Кипре заявил, что на судне был груз с боеприпасами, а источник в европейской службе безопасности заявил, что корабль провозил боеприпасы и снайперские винтовки, схожие с теми, что все больше используются силами сирийского правительства против протестующих.
Источник также сообщил, что российские производители увеличили производство, чтобы удовлетворить сирийский спрос. Владелец судна Вестберг (Westberg) заявил, что оно перевозило «опасный груз».
На средиземноморском побережье Сирии располагается российская база ВМФ, редкий пост для Москвы за границей. Дамаск также оставался верным клиентом российского оборонно-промышленного комплекса с арабо-израильской войны 1973 года, когда советское оружие использовалось в борьбе с Израилем, который вооружали США.
Можно утверждать, что Асад является ближайшим соратником Москвы в регионе, где год мятежей приостановил попытки России усилить свое влияние.
В Сирии работают многочисленные российские военные советники, а в офисе Рособоронэкспорта в стране работает 20 сотрудников, сообщил источник, близкий к компании.
Московский аналитический Центр анализа стратегий и технологий считает, что в 2011 году Россия поставила Сирии тяжелой техники по меньшей мере на 960 миллионов долларов, что включает в себя ракетные установки, а также получает около четырех миллиардов долларов с других контрактов.
В прошлом году Россия и Китай наложили вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, которая позволила бы ввести международное эмбарго на импорт оружия в Сирию. В феврале они также заблокировали резолюцию, которая призывала Асада уйти в отставку.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) назвала последнее вето России и Китая «пародией», а постоянный представитель США в ООН Сюзан Райс (Susan Rice) заявила, что теперь «руки России и Китая будут в крови».
Директор британской правозащитной организации Avaaz Элис Джей (Alice Jay) заявила, что существует срочная потребность в введении эмбарго на оружие.
Бывший военный аудитор Хамад заявил, что большая часть поставок мелкого оружия из России была осуществлена через трейдеров. Неясно, стоял ли за этой торговлей Кремль.
Советское оружие также продается другими государствами, которые обладают большими запасами еще со времен СССР, что можно перепутать с оружием, поступающим из России.
«Я знаю, что Сирия платит за некоторое оружие через трейдеров и посредников, а не при помощи контрактов между государствами», - заявил Хамад.
Представитель Рособоронэкспорта заявил, что поставки тяжелого и мелкого оружия Сирии осуществлялась согласно расписанию и без увеличения объемов.
«Скорость поставок не меняется. Все идет согласно плану. Скорость и объемы не увеличиваются. Конечно, если бы были санкции, мы бы полностью прекратили поставки», - заявил представитель Вячеслав Давиденко.
Поддельное оружие
Постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин отрицает утверждение, что Москва способствовала ухудшению конфликта в Сирии, «особенно тогда, когда то, что мы поставляем не может быть использовано для стрельбы в протестующих».
Россия предположила, что оружие, используемое сирийской армией против тех, кого Асад описал как получающих иностранную поддержку террористов и вооруженные группы, является не российским, а копией советского.
«Я бы не делал заявлений о том, что убийства протестующих производятся из российского оружия», - заявил замминистра обороны Анатолий Антонов агентству ИТАР-ТАСС. «Если автоматы Калашникова используются для подобных целей, то очевидно, что они являются контрафактными».
Эксперты в сфере обороны заявляют, что Сирия также получает оружие от давнего союзника – Ирана, и что большая часть этого оружия – копии советских моделей или копии, сделанные в Китае.
Официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Лю Вэйминь (Liu Weimin) на прошлой неделе опроверг любые предположения о том, что Пекин поставляет Сирии оружие через Иран.
Но грузы российского оружия в Сирию стали приходить настолько часто, что повстанцы пытаются отследить поставки из сирийских портов до военных баз внутри страны.
Бывший лейтенант армии, перешедший на сторону повстанцев в августе и представившийся лишь Омаром (Omar), объяснил, как он и еще десятки повстанцев используют сеть портовых рабочих для выяснения даты поставки груза боеприпасов и маршрута его следования, иногда готовя ловушки для конвоев.
«Раз в несколько недель грузовики перевозят оружие от побережья на базы внутри страны», - заявил он. «Почти все российское».
Антиправительственные повстанцы и оборонные специалисты считают, что даже если Россия прекратит поставки оружия в Сирию, у Дамаска останется импорт из Ирана, Северной Кореи и Китая. Стоит отметить, что в Сирии также производится некоторое вооружение.
Потеря дохода от продажи оружия Сирии станет незначительной для России, так как торговля в этом направлении гораздо менее важна, чем контракты с крупнейшими клиентами Рособоронэкспорта – Индией и Алжиром.
Россия может также столкнуться с ростом спроса на мелкое оружие, а не тяжелую технику, так как конфликт перемещается в городскую обстановку, а перспективы гражданской войны увеличиваются с каждым днем.
«Мы говорим о легком оружии, которое позволяет армии и секретным службам быть мобильнее и противостоять тому, что по сути превращается в гражданскую войну», - считает Айхам Камель (Ayham Kamel) из исследовательской группы Eurasiagroup.