Посреднические усилия между сторонами не приносят результата
Миссия МАГАТЭ в Иране завершилась неудачей. Власти исламской республики не разрешили экспертам агентства осмотреть предполагаемый ядерный объект в Паршине. Исламская республика не отказывается от продолжения переговоров, но предпочитает играть мускулами: все время, пока длилась инспекция МАГАТЭ, в стране проходили военные учения.
По завершении переговоров представители организации заявили, что были настроены «в конструктивном духе». Тегеран отказался пойти на уступку в вопросе о посещении Паршина, где располагается иранская военная база. Твердых доказательств, что там же находится ядерный объект, нет, но МАГАТЭ считает эту версию вероятной.
Инспекция специалистов по ядерной энергетике в Иран проходила на фоне слухов об интенсификации атомной программы исламской республики. По данным, поступившим в мировую печать, Тегеран разочарован мощностями старого ядерного центра в Фордо. Иран произвел уже несколько тысяч новых центрифуг, но разместить их намерен в другом месте, в каком — неизвестно.
По данным утечек, Тегеран выбирает для строительства ядерных объектов горные местности. Заводы по обогащению урана возводят под землей, чтобы те не были доступны для израильской авиации. При этом оценивать атомную программу по внешним признакам становится все труднее.
По завершении визита международных инспекторов Иран выступил с предупреждением в адрес Запада. Генерал Мохамад Хаджизи заявил, что его страна, а не только Израиль, может нанести превентивные удары по недружественным государствам. Вашингтонские аналитики между тем считают нападение Ирана маловероятным.
Мировые СМИ сходятся в том, что Тегеран остается несговорчивым, что ставит под сомнение эффективность давления, которое предпринимает Обама. По планам Белого Дома, пойти на уступки по ядерной программе Иран заставит падение доходов, которое последует за введением санкций.
США были инициатором кампании по бойкоту иранских энергоносителей, в которую стремятся вовлечь весь мир. Режим санкций, который разработали в Вашингтоне, может распространиться на любое предприятие на земном шаре. Каждая компания, торгующая с Центробанком Ирана, по указу Обамы от 1 января, будет подвергаться ограничениям в США.
Давление со стороны американцев лишает иранскую нефть ее потенциальных покупателей. Импорт из ближневосточного государства перестает быть выгодным. Кроме того, возникает проблема осуществления денежных платежей.
Потребителям нефти, поступающей из Ирана, становится трудно переводить в ответ валюту. Все меньше банков в мире соглашаются осуществлять расчеты в страхе, что на них распространятся санкции США.
В то же время Вашингтон дает понять, что готов войти в положение потребителей иранской нефти. Предметом переговоров становится не стопроцентный отказ, а лишь значительное сокращение поставок.
По сути, американцы предлагают своим партнерам игру. В ходе переговоров определяется, насколько конкретная страна должна будет снизить импорт у Ирана, чтобы на закупающие предприятия не распространялись американские санкции.
В последние дни поступают сообщения, что Вашингтон добился успеха на переговорах с Токио. Япония стала зависима от иранской нефти после катастрофы на Фукусиме. Полностью отказаться от поставок страна не может, но принципиальная договоренность об их снижении уже достигнута.
В начале февраля отказом на предложение США присоединиться к санкциям отвечали Китай и Индия. В последние дни позиция азиатских гигантов резко изменилась. И Пекин, и Дели согласились существенно сократить закупки. Ожидается, что к марту 2012 года иранские поставки в Азию достигнут минимума за последние полгода.
По сообщению агентства «Рейтерс», иранская экономика ощутила американские санкции. В стране до $30 за килограмм выросла стоимость мяса. Вверх пошла стоимость и многих других продовольственных товаров. При этом, в силу климата, «аграрное» удушение Ирана все же невозможно.
Гашков Игорь