Несколько дней назад представители 55 неправительственных организаций (НПО) Венесуэлы провели в Майами пресс-конференцию, обратившись к международной общественности с призывом выступить в защиту демократии в стране: «Демократия по вине Чавеса подвергается угрозе, систематически нарушаются права человека, он разжигает в стране гражданскую междоусобицу».
Для оказания давления на «тирана» было решено продолжить всемирную акцию «Чавеса под суд». Координатор акции Карлос Фернандес сообщил журналистам, что группа НПО передала в Международный суд в Гааге обращение с призывом «расследовать преступления Чавеса против человечности». Обвинения в его адрес: национализация частных предприятий, угроза закрытия оппозиционного телеканала Globovisión, попытки преподавания марксизма в школах, использование изощрённых методов политического преследования. «Надо действовать как можно скорее! - воскликнул Фернандес, один из самых радикальных участников антиправительственных выступлений в Венесуэле в 2002 году. – Если промедлить, в стране надолго воцарится милитаристский, кастрокоммунистический режим!» Фернандес также доверительно сообщил, что в Колумбию направлен следователь Гаагского суда для ознакомления с содержимым ноутбуков партизанского главаря Рауля Рейеса: «Данные о связях Чавеса с FARC рано или поздно будут использованы в суде...»
В Венесуэле действует несколько сотен неправительственных организаций. Они начали множиться сразу после победы Уго Чавеса на президентских выборах 1998 года. К тому времени в стране беспрепятственно работали две ключевые структуры по поддержанию таких организаций – Агентство США по международному развитию (USAID) и Национальный фонд демократии (NED). Через них осуществлялось проникновение спецслужб США в «гражданское общество». Публикации дипломатической и разведывательной переписки американского посольства в Каракасе (на портале WikiLeaks) прямо указывают на закулисную роль во всём этом Госдепартамента, ЦРУ, военной разведки и Управления по борьбе с наркотиками (DEA).
Провал апрельского переворота 2002 года продемонстрировал американцам, что Чавес хорошо «держит удар», умеет просчитывать свои действия, проявлять выдержку в критических ситуациях. Президент успешно разрешал практически все конфликтные ситуации с Вашингтоном, сохраняя верность своему социалистическому проекту, предпринимая шаги по укреплению позиций Боливарианской республики на международной арене. Национализация нефтяной отрасли, изгнание из неё саботажников, чистка командного звена вооружённых сил от конспираторов, осуществление социально-политических реформ в интересах народа делали перспективу отстранения Чавеса от власти силовым путём всё более иллюзорной. Для свержения ненавистного «тирана» Вашингтону пришлось взять курс на подготовку «цветной революции». Предпосылки для её реализации в Венесуэле имелись: наличие оппозиции (до 35% электората), стабильные настроения протеста в среднем классе, студенчестве, в кругах интеллигенции. С ними и работают НПО, премируя перспективные кадры командировками, грантами или дорогостоящими гаджетами.
С помощью методических разработок и видеороликов с эпизодами «победоносных революций» в странах Восточной Европы для Венесуэлы готовят специалистов по революциям. «Цветом протеста», как и на Кубе, избран белый. Успехи боливарианского режима в экономическом развитии, в энергетике, в борьбе с бедностью и неграмотностью, в социальной сфере активистами НПО ставятся под сомнения или игнорируются.
Особое внимание НПО уделяют работе с молодёжью. Студенческие "группы атаки” проявили себя, в частности, в мае 2007 года в столкновениях с полицией по поводу прекращения лицензии на вещание телеканала RCTV (в связи с завершением срока контракта). Чавес назвал эти выступления попыткой "свергнуть правительство”. Он обратился к жителям бедняцких кварталов и посёлков с призывом оказать сопротивление "очередной вылазке фашистов”. Джон Гойкочеа, студенческий лидер Католического университета, назвал "безответственным” обращение Чавеса к радикальным группам его сторонников встать на пути разбушевавшихся студентов. Вскоре в передаче Национального (8-го) телеканала показали записную книжку Гойкочеа, в которой был записан телефон посольства США и имя дипломата, "работающего” со студентами. Сейчас Гойкочеа ушёл в тень, но рассматривается ЦРУ как один из перспективных оппозиционных политиков, владеющих технологией "мягких переворотов”. Без всякого сомнения, мы ещё услышим о нём. Впрочем, программа использования студентов из состоятельных семей в акциях протеста по-прежнему действует: белые рубашки, белые ленточки, белые перчатки или белая краска на ладонях – не слишком оригинально, это уже не раз использовалось, но так хорошо перекликается с успешными "революциями”.
На защите прав человека специализируются, например, такие НПО, как Provea, Cofavic, Centro de Derechos Humanos (при Католическом университете), Una Ventana a la Libertad, Sinergia. Как считают сторонники Чавеса, эти НПО совместно с оппозиционной прессой и телеканалами намеренно искажают реальное положение дел в стране. Критикуются без разбора все стороны жизни: положение в армии, ситуация в сфере борьбы с преступностью, условия жизни заключённых, положение рабочих, экологические проблемы, индейская тематика и т.д. Представителей этих НПО не раз уличали в контактах с оперативниками ЦРУ, от которых они получают инструкции и дополнительные финансовые средства. Для цэрэушников готовятся списки кандидатов на курсы «самообороны» в условиях «нестабильности» (т.е. спровоцированного революционного процесса).
Законность избирательных процедур в Венесуэле постоянно подвергается атакам. Кукловоды из США, обвиняя Чавеса в использовании Национального избирательного совета Венесуэлы для искажения результатов народного волеизъявления, помогли созданию в стране НПО Sumate («Присоединяйся»). Возглавила организацию в 2002 году Мария Корина Мачадо, потерпевшая поражение как кандидат в президенты. Ссылаясь на «альтернативные опросы» Sumate, она систематически подвергала сомнению результаты текущих выборов и референдумов. В частности, организацией не были признаны итоги отзывного референдума 2004 года, хотя Чавес получил на нём 60% голосов. Имиджу организации был нанесён смертельный удар после публикации сведений о том, что Sumate регулярно получает финансирование от NED. Эти суммы достигали нескольких десятков миллионов долларов. Чавес обвинил организацию в конспиративной деятельности. Не помогла восстановлению авторитета Мачадо и встреча с президентом США Бушем-младшим. В 2005 году Генеральная прокуратура Венесуэлы обвинила Sumate в давлении на власть и получении средств от организации, финансируемой Конгрессом США. Дело несколько раз рассматривалось в суде, но до конца доведено не было.
Первые десять лет президентства Чавеса НПО бесконтрольно оперировали на территории Венесуэлы. Всё чаще контрразведывательные и полицейские органы получали информацию о том, что доверенные лица спецслужб США в НПО используются для сбора сведений военно-оборонительного характера, а также освещения ситуации в пограничных районах с Колумбией, Бразилией и Гайаной. Постоянный интерес иностранные спецслужбы проявляют к венесуэльской Амазонии. "Экологи” из НПО продолжают разведывательную работу в тех зонах, где раньше действовали миссионеры-евангелисты "Нуэвас Трибус” из США. В районе их пребывания около 30 тайных аэродромов использовались для нелегального вывоза из Венесуэлы золота, алмазов, редких металлов и, по некоторым данным, урановой руды. Не напрасно администрации Буша и Обамы проявляли такое беспокойство по поводу "секретных урановых рудников”, на которых якобы трудятся иранцы.
В декабре 2010 года бесконтрольной деятельности НПО в Венесуэле, этих «троянских коней» империи янки, был положен конец. Парламент страны одобрил Закон о защите политического суверенитета и национального самоопределения. За закон выступили члены правящей Единой социалистической партии. Против закона голосовали представители оппозиции, для которых финансирование из-за рубежа – обычная практика. Документом предусматриваются санкции против организаций, которые получают долларовые вливания на цели дестабилизации внутриполитического положения и борьбы с действующей властью. Отныне активисты НПО в случае разоблачения будут наказываться за получение финансовых средств «извне» по штрафному тарифу, вдвое большему, чем полученная сумма. В законе есть статья, по которой нарушители Закона будут лишены политических прав на срок от пяти до восьми лет. Законом предусмотрены также штрафы и высылка иностранцев, участвующих в финансировании подрывной деятельности НПО на территории страны.
Прозрачная финансовая отчётность НПО – обязательное требование. Так что есть надежда: коррупции в политической жизни Венесуэлы станет меньше! Однако каналы переброски в Венесуэлу миллионов долларов по линии NED, USAID и других подрывных организаций сохраняются. Ева Голинджер, эксперт по секретным операциям ЦРУ в Венесуэле, указала на самый надёжный способ контрабанды твёрдой валюты в страну: в дипломатических вализах американского посольства.
Нил НИКАНДРОВ