Думая, что китайцы способны лишь шить рубашки для цивилизованной Европы, мы пропустили рождение сверхдержавы, способной поглотить планету...
— Сначала, в девяностых годах, мы радовались, что у нас появилась еда. Потом — что в домах горит электричество, а зимой мы перестали замерзать. Возможность нормально одеваться, ездить на хороших машинах казалась воплощением мечты. Разбогатев, мы утонули в потреблении и бездумно швыряли деньги: нам так хотелось покупать и тратить! Но сейчас, насытившись, лично я понял: китайцы зря теряют время. У нас появился уникальный шанс стать сверхдержавой — и мы должны им воспользоваться. Те, кто считал, что Китай — фабрика дешёвых трусов, ошиблись. Мы — великая страна.
Понты дороже денег
Сяо Мэй, 35-летний сотрудник отеля в городе Чжухай, вполне доволен своей жизнью. Работая по 12 часов каждый день, он получает в месяц 5000 юаней (около 24 тыс. руб.), а цены в КНР отнюдь не российские — на такие деньги можно содержать целую семью. Его родители чистили рыбу на фабрике и питались отходами — Сяо Мэй носит дорогой костюм и мечтает о величии Китая:
— Почему Россия и США рулят Вселенной? Мы ничуть не хуже!
Десять лет назад девушка, работающая менеджером в Харбине, сказала мне:
— Китай очень бедный. Я сижу в офисе с 9 утра до 23 вечера, получаю сто долларов, и у меня нет времени на личную жизнь. Но я знаю, что должна работать на будущее: когда станем богатыми, тогда я и отдохну.
Что ж, она этого дождалась. Сверкающие торговые центры, парки развлечений, шикарные гостиницы забиты до отказа, в дорогих ресторанах надо стоять в очереди. В Шэньчжэне и Гонконге я наблюдал давку за последними моделями айфонов — как во времена СССР, дефицит отпускали по две штуки в одни руки. Люди берут кредиты, стараясь купить самое лучшее, «не хуже, чем у соседей». Старый российский принцип «понты дороже денег» теперь популярен и среди китайцев.
— Китай разбогател, — вздыхает Михель Левенс, бизнесмен из Германии, работающий в Шэньчжэне. — И это означает: у нашего мира появилась большая головная боль.
...Ещё недавно многим китайцам хватало денег лиш
ь на чашку риса с соевым соусом — большинство населения умудрялось жить... на один доллар в день. Именно такие жители Поднебесной считали за счастье вкалывать на российском Дальнем Востоке, сажая овощи за 200 долл. в месяц — сумасшедшие для тогдашнего Китая деньги. Сейчас 27 миллионов человек (в основном крестьяне горных районов) тоже живут впроголодь, но для страны с населением 1,3 миллиарда это в принципе не так уж и много.
— Мы делаем ставку на сокращение разрыва между богатыми и бедными, — утверждает председатель КНР Ху Цзинтао. — Китай должен стать сытой страной богатых людей.
Золотовалютные резервы КНР достигли... трёх триллионов долларов, а экономика растёт на 10 процентов в год. Удивительно, но самые большие деньги Китай заработал в то время, когда другие их теряли, — в разгар... финансового кризиса, переориентировав экономику на собственный рынок.
— Китайцы вдруг поняли: им ни к чему весь остальной мир, — говорит Вэй Мань, журналист газеты «Шэньчжэнь дэйли». — К чему приглашать туристов с Запада? Приедет пара миллионов, и что они в сравнении с миллиардом наших путешественников? Вот у вас, в России, люди ездят на озеро Байкал, на Камчатку, в Сибирь? Нет, все стремятся в Турцию. А нас рисом не корми, дай поездить по стране. То же самое — обувь, одежда, еда. Какой ещё рынок даст столько прибыли, сколько китайский? Нам следовало сообразить это раньше — и мы уже обрели бы статус мировой империи. Ну ничего — всё ещё впереди.
«Мы купим планету»
— Принято считать, что бедные страны опасны, тем более огромный Китай, — заявил в интервью «АиФ» финансовый консультант из Гонконга Джеймс Эвергрин. — Ничего подобного. Пусть это прозвучит цинично, но нищета китайцев двигала вперёд мировую экономику. Богатый Китай — куда опаснее, чем бедный. Китайцы держат в руках долговые обязательства США. Их бизнесмены скупили автомобильные заводы Европы, горнодобывающие и табачные компании. Китайский юань 12 лет не падает по отношению к доллару, а только растёт. Тут новейшие дороги, лучшие аэропорты, магистрали для сверхскоростных поездов. В 2020 г. в рамках космической программы КНР собирается строить базу на Луне. Думая, что китайцы способны лишь шить рубашки для цивилизованной Европы, мы пропустили рождение сверхдержавы...
Южный город Шэньчжэнь поражает своими небоскрёбами, хотя ещё тридцать лет назад этого мегаполиса не было в природе: на его месте тонули в грязи рыбацкие деревни. В Сирии, на Кубе, в Ираке я видел множество китайцев, строящих мосты и дороги. Автобусы, автомашины в этих странах — тоже из Поднебесной. Китай опутывает весь мир собой, как паутиной.
— Наша экспансия — экономическая, — усмехается профессор Дэн Тай из университета Шанхая. — Мы стремимся показать, что китайский стиль — самый лучший. И тогда все народы захотят жить так, как живут китайцы.
Когда вкалываешь за чашку риса — тут уж не до мыслей о величии. Разбогатев, жители Поднебесной задумались о роли своей страны. Разговоры на тему, когда Китай станет сверхдержавой, — теперь не редкость не только на кухнях, но и в автобусах. «Мы не завоюем мир, мы купим его» — вот главная мысль всех китайцев.