Датчане спорят, должен ли повар-мусульманин пробовать мясо "нечистого" животного
В Дании разразился громкий скандал в связи с заявлением мусульманина Икрама Коркмаза, студента колледжа ресторанного и отельного дела городка Валби. Он утверждает, что руководство этого учебного заведения вынуждает его уйти оттуда, поскольку вера запрещает ему брать в рот свинину и вино, как того требует программа обучения. Ревнители датских национальных традиций считают, что тем самым Коркмаз бросил вызов обществу. Его защитники, напротив, полагают, что неправомерными и нетолерантными были действия руководства колледжа.
Буря, зародившаяся на кухне поварской школы, вырвалась на просторы страны, достигнув центральных СМИ и даже зала заседаний парламента. Депутат от левой Красно-зеленой коалиции Йоанне Шмит-Нильсен заявила, что поведение руководства колледжа неприемлемо. По ее мнению, должен вмешаться министр образования. Ведь если не остановить "ретроградов", то и люди, испытывающие аллергию на молочные продукты, тоже могут получить "запрет на профессию". "Конечно, странно, если повар не пробует пищу, которую сам готовит, но закон не запрещает человеку отказываться от того или иного продукта", – вторит коллеге депутат Питер Скааруп.
Сейчас дело об отстранении Икрама Коркмаза от занятий передано на рассмотрение Комиссии по дискриминации, которая изучит правомерность решения руководства колледжа. Впрочем, директор поварской школы Сорен Кюлвейн Кристиансен уже пошел на попятную, заявив, что его неправильно поняли и никто студента не исключал. "Мы просто дали понять Икраму, что ему трудно будет найти место для производственной практики, без которой невозможно получить диплом, – утверждает он. – Ведь мы обычно посылаем учащихся в дома престарелых, на большие кухни и в больницы, где в меню обязательно присутствует свинина". Сторону руководства колледжа принял и известный в Дании повар-мусульманин Вассим Халлал, у которого есть своя кулинарная программа на телевидении. "У меня есть повар-вегетарианец, но эта девушка обязана знать вкус всех блюд, как растительных, так и мясных, – уверяет он. – Я сам, к примеру, не ем свинину, терпеть не могу паштеты, но я их обязательно беру в рот, а затем выплевываю". Кстати, такая же рекомендация ученикам мусульманского и иудейского вероисповедания содержится на сайте злосчастного колледжа в Валби. Однако Коркмаз на уступки идти не собирается. "Я могу готовить блюда из свинины, для этого совсем необязательно пробовать ее самому", – утверждает он в интервью датской радиостанции DR.
Включившиеся в дебаты защитники "национальных ценностей", прежде всего из правой Датской народной партии, считают, что мусульмане в своих требованиях зашли слишком далеко. Они напоминают, что государство и так идет навстречу последователям ислама. В армии, учебных заведениях и больницах посетители имеют право просить блюда, не содержащие мяса "нечистого животного". Некоторые "народники" считают, что "свиной бойкот" подрывает сами основы датской цивилизации. Ведь Дания – настоящее "свиное" королевство Европы. На 5,5 млн. датчан приходится 27 млн. хавроний, то есть почти пять пятачков на человека. Это самое большое соотношение в мире. Продажа за рубеж свинины и продуктов из нее– одна из основных экспортных статей Дании. Поэтому не случайно, что это животное почитается на родине Гамлета так же, как панда в Китае или корова в Индии. "Пройдите до вывески со свиньей, сверните от нее направо, дойдите до памятника свинье, а там уже двигайте по дороге на запах аммиака, прямо в центральные ворота и упретесь", – объясняли корреспонденту "НИ" несколько лет назад в небольшом городке дорогу к свиноводческому хозяйству.
Критики "атаки Коркмаза на датское общество" (так они характеризуют его поступок) полагают, что в данном случае речь идет не о борьбе за толерантность, а о попытке навязать датскому обществу чуждые для него ценности. В качестве подтверждения истинности своих слов слишком ретивые блюстители датских традиций обычно приводят выдержки из статьи о свинине, размещенной на датском сайте "Исламская информация". Там говорится, что народы, употребляющие в пищу свинину, слабоумны, развратны, непорядочны и заражены множеством инфекций. Выдержки из этой статьи периодически появляются на датских интернет-форумах, где активно обсуждается история Коркмаза.
Либеральное крыло датского исламского сообщества, пробуя утихомирить страсти, попыталось своеобразным способом преодолеть "свиной барьер", разделивший нацию. Имам Абдул Вахид Педерсен (кстати, коренной датчанин, перешедший в ислам) развернул кампанию под названием "Мусульмане – за права датских свиней". Имам и его сторонники выступают за улучшение содержания и перевозки "нечистых животных", желая этим показать, как декларирует Педерсен, "свой интерес ко всем проблемам, волнующим датское общество".