В космосе становится тесно. На околоземной орбите сегодня только действующих спутников около 1000, не говоря уже о космическом мусоре. Спутники посылают телевизионные сигналы, помогают автомобилистам справиться с хаосом на дорогах, синхронизируют деятельность мировых финансовых рынков, наблюдают за погодой и выполняют множество других задач.
Возможности спутников используют и армии разных стран. Уже почти два года бундесвер владеет двумя спутниками связи, позволяющими вести защищенные от прослушивания телефонные переговоры, видеоконференции и выходить в интернет без какого-либо риска. В области навигации в Германии все еще используют американскую систему GPS. Однако стратегическое значение этой сферы столь велико, что Европа, так же как Россия и Китай, разрабатывает собственную систему. «Никто не хочет находиться в абсолютной зависимости от кого бы то ни было, пусть даже и от США, являющихся одним из главных партнеров по НАТО», - говорит сотрудник Германского общества внешней политики (DGAP) Корнелиус Фогт (Cornelius Vogt).
Международное сообщество допускает использование спутников в военных целях лишь при условии, что это способствует поддержанию мира. Так, по оценкам Института ООН по исследованию проблем разоружения (UNIDIR), спутники-шпионы содействуют стабильности обстановки в Юго-Восточной Азии, поскольку с их помощью Пакистан и Индия могут наблюдать за военными передвижениями противника. Но с усилением стратегического значения спутников растет и соблазн нейтрализовать их. В 2007 году Китай в качестве эксперимента сбил ракетой собственный метеорологический спутник, что стало предметом острой критики со стороны США. А год спустя Соединенные Штаты уничтожили ракетным ударом поврежденный спутник - что вызвало протесты Китая.
Атака из космоса
Впрочем, несмотря на такую игру мускулами, эксперты избегают употреблять понятие «гонка вооружений» применительно к космосу. До сих пор проводились лишь отдельные эксперименты, говорит Алексей Арбатов, член РАН и эксперт по вопросам безопасности Института мировой экономики и международных отношений в Москве. По его словам, пока еще рано говорить о постоянном производстве, систематическом испытании и размещении космического оружия. Вместе с тем ученый предупреждает, что в ближайшие десятилетия это вполне может произойти.
В своих рассуждениях Арбатов упомянул и беспилотный космический корабль многоразового использования X-37b, который ВВС США в 2010 году в условиях строжайшей секретности вывели на орбиту. Что именно X-37b делал в космосе семь с половиной месяцев, так и осталось тайной. Ряд китайских СМИ предположил, что корабль создан для транспортировки космического оружия на орбиту. Институт ООН по исследованию проблем разоружения (UNIDIR) сразу после старта X-37b тоже не исключал такой возможности. Алексей Арбатов допускает, что подобный космический корабль в течение 40 минут мог бы с предельной точностью поразить любую цель на земле. Однако напоминает: доказательства того, что эти испытательные системы были официально разрешены, отсутствуют.
Несовершенные правила
Пока в космосе нет оружия, но его появление там не исключено, поскольку международные соглашения несовершенны. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства и запрещает размещать в космосе ядерное оружие или военные базы, но этот запрет не распространяется на обычные вооружения. «Не думаю, что в краткосрочной перспективе это может стать существенной проблемой, - говорит Бен Бэйсли-Уокер, один из ведущих специалистов UNIDIR. - Ведь если конфликт возникает в космосе, то, вероятно, этому предшествовал конфликт на земле».
Однако ведущим игрокам на мировой арене лишь с трудом удается договориться о том, чтобы следовать правилам. Евросоюз до сих пор безуспешно предлагал разработать международный кодекс поведения при осуществлении космической деятельности. Договор в основном состоит из общих принципов: так, присоединившиеся к нему страны должны следить за тем, чтобы космос оставался зоной, свободной от конфликтов, избегать столкновений и отказаться от уничтожения спутников. И хотя с юридической точки зрения документ не связывал бы никого обязательствами, Китай и Россия отказываются присоединиться к нему, ссылаясь на собственные инициативы. И все же Бен Бэйсли-Уокер из института UNIDIR надеется на успех - ведь еще в этом году группа экспертов по поручению Генассамблеи ООН должна провести заседание, посвященное этой теме - при поддержке Китая и России.