Газета "Наш Мир" br>
Быть или не быть в России религиозной политической организации? С инициативой создать православную партию выступил председатель синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Священник уверен, что его предложение - своеобразная реакция церкви на новый этап строительства партийной системы в стране, который, в свою очередь, стал ответом на массовые акции протеста против фальсификации итогов выборов в Госдуму.
Практика создавать политические партии на религиозной основе существует во многих странах мира и стала определенной нормой для мировой общественности. Католические, протестантские, мусульманские и иудейские союзы существуют в Европе, Латинской Америке, США, Азии и на Ближнем Востоке. Христианско-демократический союз вообще является одной из главных политических сил Германии. Однако предложение представителя Московского патриархата вызвало оживленную дискуссию в российском обществе и нашло как сторонников, так и противников этой идеи.
Право на отстаивание своих ценностей и мировоззрения есть у любого человека. В рамках одной или нескольких партий намного проще доносить свою позицию обществу. Тем более что опыт создания религиозных партий в современной России уже был, считает Всеволод Чаплин:
"В 90-е годы прошлого века было немало попыток создать православные или христианские партии. Их было не менее десяти, и я с ними работал по поручению священноначалия нашей Церкви. Тогда в работе этих организаций выявились две серьезные проблемы - мелкий вождизм и взаимная разобщенность, которая доходила до враждебности. Люди могут объединяться на основе любых ценностей - и религиозных и нерелигиозных. Да, наше сегодняшнее законодательство не допускает создания партии по религиозному или национальному признаку, так что люди, имеющие общие ценности, могут объединиться под каким-то нейтральным названием. Так, например, в Европарламенте есть христиане, именующие себя Европейской народной партией".
Идею появления подобной партийной организации поддержали представители российского иудаизма, а также часть общественных деятелей страны. Известный публицист Андрей Десницкий полагает, что в современной России очень не хватает такой силы.
А вот российские политики, напротив, в своем большинстве уверены, что у предлагаемой православной партии будущего не будет. По словам депутата Государственной думы РФ Сергея Обухова, в парламенте есть кому защищать христианские ценности:
"Я считаю, что православной партией в Российской Федерации сегодня является Коммунистическая партия (КПРФ). Ведь среди избирателей КПРФ наибольшая доля воцерковленных православных граждан. Сегодня за эту партию голосуют больше православных, чем, например, за "Единую Россию". Да и с точки зрения своей программы Коммунистическая партия отстаивает именно базовые ценности православия".
Религиовед Ивар Максутов также с иронией воспринял предложение отца Всеволода. Главную проблему появления православной партии он видит в отсутствии рынка религиозных идей на политической сцене:
"Если, скажем, в той же Украине спрос на религиозные идеи намного выше и это связано в первую очередь с огромным количеством разных религиозных организаций, которые конкурируют между собой. В этом случае появление религии как важного фактора не только общественной, но и политической жизни оправданно. Политические "оранжевые митинги" на Украине сопровождались присутствием лидеров ряда религиозных организаций, в том числе и православных. А в тех протестных выступлениях, которые произошли в декабре 2011 года в Москве, ни один из представителей религиозных организаций страны не присутствовал. Более того, Русская православная церковь воздержалась от каких-либо комментариев в это время".
В любом случае, даже если православная партия когда-либо появится на политическом небосклоне России, она никогда не сможет стать рупором Православной церкви. Ведь согласно национальной конституции, в России церковь отделена от государства и политики. Да и каноны РПЦ запрещают священнослужителям выдвигаться в представительские органы власти, состоять в политических организациях и участвовать в политической агитации, если на это нет серьезных причин. Исключением могут быть только случаи, когда участие в политических процессах необходимо, чтобы защитить Церковь от раскола.
|