Газета "Наш Мир" br> 2011 год для Организации договора о коллективной безопасности
закончился на мажорной ноте. Самым важным достижением декабрьского
саммита в Москве принято считать подписание соглашения, по которому
размещение военнослужащих и военных баз на территории стран-членов
Организации будет возможно только с разрешения каждого участника. Не
секрет, что в первую очередь этот документ был адресован Кыргызстану –
единственному государству ОДКБ, имеющему на своей территории военную
базу США.
Необходимо отметить, что среди всех стран-членов Организации Бишкек
выделяется своей непостоянной внешнеполитической позицией. Прекрасно
осознавая необходимость поддержания тесного контакта с Россией, и
главное, экономическую зависимость от нее, Кыргызстан ведет смелую
многовекторную политику, которая, к сожалению, больше напоминает
бестолковое шараханье из стороны в сторону.
Так, после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке Кыргызстан
подписал с США соглашение о сотрудничестве с антитеррористической
коалицией. И уже с декабря того же года на территории аэропорта «Манас»
Пентагон разместил свою военную базу, превратившуюся в аэромобильный
центр для операции НАТО в Афганистане «Несокрушимая свобода». Конечно,
Кыргызстан был не единственной страной постсоветского пространства,
приютившей военную базу США на своей территории. В том же 2001 году
аналогичное соглашение было подписано и с Узбекистаном. Но в отличие от
Бишкека, Ташкент на тот момент не был в составе ОДКБ.
Однако в 2005 году, после кровавых событий в Андижане, когда власти
Узбекистана жестоко подавили мятеж, отношения между Ташкентом и
Вашингтоном обострились. И по требованию узбекского президента Ислама
Каримова в том же году американские военные были выведены из
Узбекистана. Чего нельзя сказать о родине Чингиза Айтматова. Мало того,
по инициативе президента Кыргызстана КурманбекаБакиева в 2006 году
была увеличена арендная плата за использование авиабазы – с 15 до 60
миллионов долларов США.
Конечно, в данном случае Бишкек не упустил свои меркантильные
интересы, но про негласные обязанности внутри ОДКБ все еще продолжал
помнить. Существует версия (неподтвержденная, кстати, Госдепартаментом
США), что в 2004 году Пентагон вышел с инициативой о размещении на
территории авиабазы в «Манасе» американских самолетов дальнего
радиолокационного обнаружения АВАКС. Однако к чести кыргызов Бишкек не
подержал ее, заявив, что это намерение США выходит за рамки полномочий и
задач проводимой военной операции в Афганистане и не соответствует
обязательствам Кыргызстана в рамках ОДКБ. Правда это или нет, но АВАКСы
действительно не появились в «Манасе».
Подобный шаг Бишкека был вполне логичен – США далеко, а Россия и
Казахстан (старшие братья Кыргызстана) рядом. И основа стабильности в
Центрально-азиатском регионе зависит именно от стран-соседей. Да и для
государства хорошее отношение с Москвой немаловажно – военная
безопасность страны основывается на сотрудничестве с Россией.
Военно-научная мысль республики также напрямую зависит от российских
разработок. К тому же, высший командный состав вооруженных сил
Кыргызстана проходил и продолжает обучение в высших военно-учебных
заведениях России. Да и вооружение и военная техника советского и
российского производства, стоящая на вооружении кыргызской армии, ставят
страну в полную зависимость от Москвы.
Однако складывается такое впечатление, что, продолжая заигрывания с
Москвой, Бишкек все же не забывает про свою выгоду и ведет активные
переговоры с Турцией и США. И немаловажно то, что камнем преткновения
во внешнеполитическом диалоге вновь стала бывшая американская
авиационная база антитеррористической коалиции, а с июня 2009 года –
Центр транзитных перевозок в международном аэропорту «Манас».
Так, еще в ноябре 2011 года в своей предвыборной кампании будущий
президент Кыргызстана АлмазбекАтамбаев пообещал выгнать американцев с
территории страны после 2014 года, когда истекает срок договора аренды.
«Я не думаю, что военная база в «Манасе» обеспечивает безопасность
нашей страны. Я не хотел бы, чтобы какая-либо страна нанесла ответный
удар по этой базе. Гражданский аэропорт – это гражданский объект, и он
должен им оставаться», – сказал Атамбаев. Но в то же время он
подчеркнул, что Кыргызстан может создать для транспортировки грузов в
Афганистан транзитный гражданский объект, может быть, совместно с
Россией.
Подобное заявление хорошо ложилось в политику по искоренению
американского военного присутствия в Центрально-азиатском регионе,
проводимую Кремлем. И, казалось бы, что итоги декабрьского саммита ОДКБ
в Москве стали тому подтверждением, ведь отныне размещение военных баз
третьих стран на территории государств-членов Организации невозможно
без разрешения других ее участников.
Но, по мнению многих аналитиков, среди подписанных в Москве
соглашений существует большое количество недоработок, которыми могут (и
уже активно пользуются) те самые третьи страны. Так, четкого понятия
«военная база» нет, и руководители государств могут достаточно вольно
трактовать заключенные соглашения. Так произошло и в случае с
Кыргызстаном. Официально авиабаза в «Манасе» не называется военной, а
является всего лишь перевалочным пунктом. По сути, это дает повод
американцам ратовать перед А.Атамбаевым о продлении срока своего
присутствия в стране. Только скрываясь за исключительно мирными и
гражданскими названиями.
Но, как говорится, хрен редьки не слаще. Как бы США не называли свою
военную базу в международном аэропорту «Манас», более мирной она никак
не станет. Но подобный поворот событий оказался очень выгоден
действующей кыргызской власти. И уже в феврале этого года, в ходе
поездки в Турцию, А.Атамбаев предпринял попытку хоть как-то
сбалансировать политику страны в отношениях между Москвой и
Вашингтоном. В том числе, во время встречи с премьер-министром Турции
РеджепомТайипомЭрдоганом он пригласил Турцию, наряду с Россией и другими
странами, принять участие в реструктуризации американского транзитного
центра «Манас» после вывода войск США и НАТО из Афганистана в 2014
году. Остается лишь добавить, что, пытаясь балансировать между Москвой и
Вашингтоном, Кыргызстан, в свою очередь, рискует перехитрить самого
себя.
Что же вынудило Бишкек так радикально и непоследовательно менять
курс своей внешнеполитической деятельности? Как ни странно, но среди
основных причин присутствует и экономическая подоплека. Кыргызстан
оказался в не самом удобном положении после создания Таможенного союза и
Единого экономического пространства между Россией, Беларусью и
Казахстаном. И экономические последствия создания подобных
экономических объединений на замедлили сказаться и на взаимодействии
Бишкека с соседями. Так, после вступления Казахстана в Таможенный союз
Астана в одностороннем порядке повысила таможенные пошлины на
производимые в Кыргызстане кондитерские изделия и наложила запрет на
ввоз к себе мяса и молока, одновременно ограничив ввоз в страну
казахстанского растительного масла.
Естественно такое положение дел не понравилось Бишкеку, для чего
Кыргызстан и придержал карту «Манаса» в рукаве. Но
подобнаямноговекторность в проводимой политике государства не пришлась
по нраву ОДКБ и Москве. Именно поэтому и был приостановлен процесс
перечисления Кыргызстану кредита на сумму 106 миллионов долларов США из
Антикризисного фонда ЕврАзЭС, которым Россия с 2011 года планировала
«премировать» Бишкек за твердую, как тогда казалось, позицию
относительно дальнейшего пребывания американской военной базы на
территории страны.
Действия Бишкека по урегулированию ситуации в стране и решению задач
национальной безопасности трудно назвать оптимальными. Вместо того,
что бы активнее развивать взаимоотношение со странами ОДКБ и получать
от них колоссальную поддержку, Кыргызстан стал на довольно скользкий
путь заигрывания с Вашингтоном, пытаясь получить некоторые преференции
за американские военные объекты, размещенные на собственной территории.
И в качестве компенсации за такую политику приходится «извиваться
ужом», буквально лавируя между США и Россией, стараясь привлечь другие
стороны (в виде Турции) к решению собственных проблем. Но подобными
действиями Бишкек может лишь оттолкнуть своих союзников по Организации.
Самым очевидным лежащим на поверхности шагом для Кыргызстана было бы
присоединение к ЕЭП России, Беларуси и Казахстана. Но проводимая
политика «флюгера» заметно укачала Бишкек, который бросается во все
стороны без видимого результата, лишь еще более усложняя свое положение
как в ОДКБ, так и в СНГ. И даже смена власти не повлияла на
решительность страны, поэтому Кыргызстан до сих пормечется из стороны в
сторону, так и не решив – кто же его основной союзник и друг.
P.S. Непоследовательность в политике, заигрывание с ОДКБ, имея
огромную дырищу в кармане и полулегально пришедшую на горниле революций
власть, дает право сделать вывод, что такая политика Кыргызстана
приведет к полному фиаско его руководства и новым потрясениям в стране.
После чего возможно появление нового лидера – способного занять
твердую позицию в отношениях с США и НАТО.
|