«Я хочу выразить свое глубочайшее сожаление в связи с этим инцидентом… Приношу Вам и афганскому народу свои самые искренние извинения».
Такое письмо с извинениями за сожжение американцами экземпляров Корана, которые афганские пленные использовали для нелегальной переписки, президент Обама отправил Хамиду Карзаю. Тем временем в Афганистане были в отместку убиты два американских солдата.
В субботу два американца – полковник и майор, работавшие в Министерстве внутренних дел, - были застрелены афганцем, протестовавшим против осквернения исламской священной книги. После этого все американские офицеры были отозваны из кабульских министерств.
В воскресенье семь американских солдат на военной базе были ранены взрывом гранаты.
Министр обороны Леон Панетта (Leon Panetta) и командующий силами в Афганистане генерал Джон Аллен (John Allen) также принесли свои извинения.
Это любопытно. После десяти лет боев Америка, потратившая 500 миллиардов долларов и потерявшая почти 2000 человек убитыми и намного больше раненными и искалеченными ради того, чтобы спасти Афганистан от талибов, сейчас извиняется перед тем самым режимом – и перед тем самым народом - за который мы сражаемся и умираем?
Но как же были приняты извинения Обамы?
Член парламента Абдул Саттар Хаваси (Abdul Sattar Khawasi) заявил вместе с еще 20 депутатами: «Американцы - оккупанты, и вести против них джихад – это долг». Он также призвал мулл «побуждать народ… вести войну с американцами».
На какой еще войне мы стерпели бы такое от одного из избранных лидеров режима, защищать который мы отправили армию в 100 тысяч человек?
Безусловно, солдаты, сжигавшие Кораны, ошиблись. Однако ничто не указывает на то, что они действовали злонамеренно. Если вандалы осквернят в Америке Библию, сожжение и замена священной книги не будет служить законным оправданием для насилия и убийств.
Если афганцы не могут осознать эту ошибку и умеют выражать свое недовольство только с помощью бунтов и выкриков: «Смерть Америке!», то с каким же мы тогда сырьем работаем и почему надеемся, что в ближайшие столетия в Афганистане будет построена демократия в западном стиле?
Я считаю уместным задать два вопроса.
Во-первых, свободный от талибов Афганистан – бесспорно, достойная цель, но какие жизненно важные интересы США окажутся под угрозой, если «Талибан» опять придет к власти – теперь, когда от «Аль-Каиды» в основном удалось избавиться?
Во-вторых, сколько еще крови и денег мы должны потратить на затею, которая выглядит в лучшем случае сомнительной— создание проамериканской демократии в стране, которая, похоже, застряла в каком-то дальнем столетии?
Пора осмыслить все те войны, которые мы вели с тех пор, как «Буря в пустыне» вернула трон эмиру Кувейта.
Эта военная операция 1991 года была воспринята как триумф американского оружия и образец глобального сотрудничества, которое будет характерно для Нового мирового порядка имени Джорджа Буша-старшего.
Однако жестокие санкции, наложенные нами на побежденный Ирак и размещение наших баз в Саудовской Аравии, на территории которой расположена Мекка, дали повод для войны Осаме бин Ладену. Спустя десять лет после триумфа Буша-первого он обрушил башни-близнецы.
Этот зверский теракт заставил нас броситься в Афганистан, чтобы свергнуть талибов и искоренить или изгнать «Аль-Каиду». Преуспев в этом, мы решили, что должны остаться там и построить страну заново. Прошло десять лет – и чего мы добились? Чем мы можем оправдать ту огромную цену, которую заплатили?
В 2003 году Джордж Буш-младший, стремясь закончить работу, которую начал его отец, вторгся в Ирак. При этом Саддам не был причастен к терактам 11 сентября и не представлял угрозы для Америки. У Ирака даже не было оружия массового уничтожения.
Сегодня, после восьми лет войны, за которую мы потеряли 4500 человек убитыми и 35 тысяч ранеными, а также потратили триллион долларов, 15 тысяч американцев, остающихся в стране, в основном сидят в «Зеленой зоне». Ирак между тем скатывается в пучину межрелигиозных и межнациональных конфликтов и гражданской войны.
Что нам все это дало?
Как дела в Ливии после того, как США и НАТО провели свою операцию по свержению Муаммара Каддафи?
Слово Фредерику Уири (Frederic Wehrey) из корпорации Rand:
«Слабое переходное правительство противостоит множеству вооруженных формирований… Молодые бунтари с тяжелым оружием контролируют аэропорты, гавани и нефтяные объекты Ливии. В пустынных областях к югу от столицы правят племена и контрабандисты. Вооруженные группировки сталкиваются в борьбе за территорию и политическую власть».
«Ливия балансирует на опасной грани».
Теперь сенаторы Джон Маккейн (John McCain), Линдси Грэм (Lindsey Graham) и Джо Либерман (Joe Lieberman), хотят, чтобы мы вторглись в Сирию. Это сделало бы нас союзниками «Аль-Каиды», «Братьев-мусульман» и ХАМАСа, которые выступают за свержение Башара Асада и установление в Дамаске суннитского режима.
Однако особенно громко звучат сейчас призывы к войне с Ираном.
Непонятно, правда, с чем они связаны - американское разведывательное сообщество по-прежнему утверждает, что у него нет надежных фактов, которые доказывали бы даже то, что Иран в принципе собирается создавать бомбу.
С тех пор, как Рональд Рейган покинул президентский пост, Соединенные Штаты проводили военные операции – нанося удары или осуществляя вторжения – в Панаме, в Ираке, в Сомали, на Гаити, в Боснии, в Сербии, в Афганистане, опять в Ираке, в Ливии.
Что принесли американцам все эти войны? И какой ущерб понесли китайцы за последние 20 лет от того, что они не занимаются ничем подобным?