Нынче Путина осмеивают чуть ли не каждый раз, когда он открывает рот, полагает The New York Times. Крупные антипутинские митинги знаменуют много перемен в России, включая возвращение политической сатиры, пишет обозреватель Джошуа Яффа.
"Современный политический юмор, распространяемый во многом через интернет, призван изобразить Путина и его помощников в образе бестолковых, старомодных и в некотором роде не очень опасных людей. Это воодушевляющий подход в стране, где народ свыкся с неоспоримостью власти любого, кто правит в Кремле", - говорится в статье.
Попутно российский городской средний класс создает новый политический язык: легкий, очень живой и обильно приправленный иронией, считает автор. Это предвещает, что отношение россиян друг к другу и к власть имущим сильно изменится.
Смех над странностями России и ее жителей уходит корнями в XIX век, пишет автор, упоминая о Гоголе, А. К. Толстом и Салтыкове-Щедрине. "В серые стерильные дни СССР сатира сделалась чем-то вроде национального вида спорта: юмор служил дверью в альтернативную реальность", - замечает Яффа. На его взгляд, "anekdoty" помогали преодолеть страх перед всесильным государством.
Позднее высмеивалась антиалкогольная кампания Горбачева, а в 90-е годы - Ельцин "за его единоличную кампанию в поддержку алкоголя", как выражается автор. Но после того, как в 2000 году Путин стал президентом, политический юмор начал чахнуть, полагает Яффа. Карикатурист Михаил Златковский рассказывает, что главный редактор некой газеты объявил: "Миша, Путина мы больше не рисуем. Оказывается, он обидчивый и злопамятный".
Интерес к политическому юмору был утрачен россиянами вместе с ощущением участия в государственных делах, считает автор. Но в последние месяцы, когда средний класс стал политической силой, богатая традиция политической сатиры возродилась.
Многие из нынешних протестующих настороженно относятся к тоскливо-серьезному тону, который свойственен оппозиции. "Эти люди с помощью юмора дают понять, что традиционной политикой не интересуются и не воспринимают ни себя, ни Путина чересчур серьезно", - полагает автор. Напротив, чиновники выглядят неуклюжими и глуповатыми, как в случае с расследованием "митинга игрушек" в Барнауле.
Протестное движение аморфно и обходится без лидеров. Самая едкая сатира тоже появляется не в традиционных СМИ, а просто в интернете или на транспарантах.
Авторы одного из самых известных сатирических циклов - аккаунта в Twitter KermlinRussia, который появился как пародия на блог Медведева - чуть ли не с радостью предвкушают возвращение Путина в Кремль, поскольку его подвиги а-ля мачо - благодатный материал для сатирика.
"Путин перестал быть страшным и начал становиться смешным", - заметил один из авторов KermlinRussia. Пожалуй, ничто не передает эти смешные черты столь язвительно и не пользуется такой популярностью, как проект "Гражданин Поэт", считает автор.
Правда, многие опасаются, что после выборов Путин не потерпит инакомыслия. "Юмор и чувство иронии не станут помехой для возвращения Путина на президентский пост, но они укрепляют гражданскую позицию и ощущение жизнестойкости - то, что наверняка сохранится и после выборов", - заключает автор.
The New York Times