Выборы в нижнюю палату парламента (Мажилис), прошедшие в прошлом месяце в Казахстане, отражают начало новой фазы в развитии этой страны - фазы, основанной на более широком парламентском плюрализме, диверсификации экономики и постепенном внедрении элементов конкуренции в политическую систему. Казахстан намерен снижать свою зависимость от сырьевого экспорта и создавать условия для ускоренного развития нересурсного сектора - в частности, конкурентоспособных малых и средних предприятий. Для этого в свою очередь необходимо увеличить средний класс, расширить его право голоса в вопросах развития страны и провести при его участии успешную институциональную реформу.
В новый Мажилис прошли три партии. Президентская партия «Нур Отан», ранее бывшая единственной партией в парламенте, получила 83 места, в то время как ориентирующаяся на интересы бизнеса партия «Ак Жол» и Коммунистическая народная партия заняли в парламенте восемь и семь мест соответственно. Это изменит парламентскую динамику и приведет к активизации дебатов, так как прошедшие в парламент партии представляют различные интересы.
Хотя Казахстану далеко до либеральной демократии в западном стиле, эти перемены можно рассматривать как часть поступательных усилий по созданию сбалансированной политической модели, которая в итоге должна будет заменить «сверхпрезидентский» режим президента Назарбаева. Построение сильной «вертикали власти», безусловно, сыграло крайне важную роль в установлении и укреплении государственности Казахстана, однако для создания институтов, обладающих долгосрочной устойчивостью, необходима другая модель, не зависящая от индивидуальной воли какого-либо одного человека.
Выборы в Мажилис прошли сразу же после жестоких беспорядков, которые охватили расположенный на западе страны, в 2800 километрах от казахстанской столицы Астаны, нефтяной город Жанаозен. Трагедия началась с вышедшего из-под контроля трудового спора между нефтяниками и государственной компанией, на которую они работали. В итоге погибли 17 человек, и еще многие были ранены. В попытках восстановить порядок полиция стреляла на поражение. Эти события, не имевшие прецедентов за всю 20-летнюю историю независимого Казахстана, шокировали и возмутили страну.
Случившееся в Жанаозене напомнило лидерам Казахстана, что, хотя с начала 1990-х годов - то есть со времен после коллапса советской экономики - ВВП на душу населения в стране серьезно вырос и сейчас превышает 11 тысяч долларов, распределение этого роста, основанного в большой мере на высоких сырьевых ценах, остается весьма неравномерным.
Представители правительства и государственной компании честно признают, что реакция, на забастовку нефтяников в Жанаозене была неправильной. Некоторые из тех, кто был ответственен за чрезмерное применение силы, были наказаны. Уголовные обвинения выдвигаются сейчас как против предполагаемых подстрекателей, спровоцировавших насилие, так и против некоторых сотрудников полиции.
Важной проблемой по-прежнему будет оставаться синхронизация экономической трансформации страны с политическими реформами. Президент Назарбаев, некогда возглавлявший Казахскую Советскую Социалистическую Республику, по собственному опыту знаком со стратегическими ошибками Кремля, в результате которых политические реформы вышли из-под контроля и повергли СССР в экономический хаос, которые в итоге привел его к распаду.
В нынешнем Казахстане возникает средний класс, и можно ожидать, что он захочет, чтобы к его голосу прислушивались, как этого сейчас хочет средний класс в соседней России. Президент Назарбаев неоднократно выступал за структурные экономические реформы и за содействие бизнесу во имя поддержания темпов экономического роста, основанного на деятельности среднего класса. Партия «Ак Жол», представляющая в первую очередь бизнес-интересы среднего класса, появилась, безусловно, неслучайно.
Исключительный для Центральной Азии экономический успех Казахстана основан на сочетании политической стабильности, использования сырьевой базы, уважения к частному предпринимательству и тщательно продуманной политики по привлечению и удержанию прямых иностранных инвестиций. В последнем рейтинге легкости ведения бизнеса, опубликованном Всемирным банком, Казахстан занял 47-е место из 183 стран (соседняя Россия, для сравнения, оказалась на 120-м месте). По уровню защиты инвесторов он получил десятое место. Для постсоветской страны это выглядит значительным достижением - он обогнал даже реформистскую Грузию.
В последние десять лет рост казахстанского ВВП в среднем составлял 5-7% в год. Для того, чтобы сохранить его на прежнем уровне, необходимо найти правильную формулу и подходящий темп для политической реформы, которые позволят сохранить легитимность системы и не дестабилизировать ее. Казахстан с его сравнительно небольшим и образованным населением, обширными ресурсами и удобным географическим расположением между Европой и Азией будет обладать блестящими перспективами, если сможет найти и сохранить этот баланс и оправдать надежды своего среднего класса.
Кроме этого у Казахстана есть дополнительное преимущество, способное стимулировать экономический рост: в 2010 году 43% его населения были младше 24 лет. Это будет иметь важные последствия для структуры и количества рабочей силы на ближайшие 30-40 лет и для бюджетных ресурсов, расходуемых на социальные нужды.
Новое поколение, вступающее в зрелый возраст, меньше подверглось влиянию советского прошлого Казахстана. Оно гордится своей страной и ее разнообразным культурным наследием, но хорошо знакомо и с внешним миром. Долгое время предпринимавшиеся правительством усилия по созданию нового класса управленцев и предпринимателей - в первую очередь с помощью зарубежного образования - приносят сейчас свои плоды. Для того, чтобы продолжить развивать достигнутые успехи, Казахстану будет необходимо использовать творческий потенциал этого нового поколения.