После плясок феминисток в храме Христа Спасителя в прокуратуру поступило свыше 300 обращений возмущенных граждан
Рваные шапки на лицах, яркие наряды и нелепые танцы – оскорбительная акция феминистской панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя стала началом скандала и взаимных интернет-угроз
21 февраля в полдень в храм Христа Спасителя вошли пять девушек, лица которых были скрыты под вязаными шапками с прорезями для глаз и рта, они быстро скинули одежду и через ограждение пробрались к царским вратам. Специально приглашенные люди снимали, как они прыгали на амвоне и били земные поклоны, пока их не прогнала охрана. Через несколько часов в Интернете появился клип на песню "Богородица, Путина прогони" и хвастливые описания "панк-молебна"
Дерзкая выходка сразу привлекла внимание СМИ. После 300 с лишним обращений в прокуратуру полиция возбудила уголовное дело по статье "хулиганство"
Акция в храме – не первая попытка группы обратить на себя внимание. До этого феминистки Pussy Riot бунтовали на крышах троллейбусов, у стен Кремля на Лобном месте, даже устраивали поджоги на закрытых модных показах. Но стоило ядовито-розовым колготкам мелькнуть у амвона, и на девушек обрушилась настоящая слава. Уже неделю панкушки в рваных шапках с нелепыми именами Тюря, Шумахер, Шляпа, Серафима, Балаклава щедро раздают интервью, в которых рассуждают об искусстве, политике и призывают народ к революции.
Встречаясь с журналистами, девушки не снимают масок, не называют имен, говорят, что в коллективе не меньше десятка исполнителей и под одной и той же маской могут скрываться разные люди. Тем не менее уже на второй день после акции в Интернете появился список из пяти имен, его опубликовал в своей колонке блогер Евгений Валяев. Член ДПНИ, участник Русских маршей, он считает, что такие "герои" не должны оставаться анонимными. Список мгновенно разлетелся по Сети, дополняясь адресами и призывами к расправе. Реальные участницы группы, взявшие на себя ответственность за кощунственную "акцию", на вопрос о разоблаченных ответили виртуально и кратко: "Оставьте в покое неповинных людей! Это не мы!"
И все же одна из названных девушек – 25-летняя актриса из Магнитогорска Алена Щеблева призналась, что ей случалось натягивать до подбородка шапку панк-феминистки, но не в храме, а на Красной площади, где девушки бунтовали 21 января. В Магнитогорском драмтеатре им. Пушкина, где Щеблева работала после окончания консерватории до сентября 2011 года, уже не удивляются звонкам из столицы, но просят не называть имен, стараясь хоть как-то защититься от ненависти, обрушившейся на бывшую коллегу.
– Сказать, что мы удивлены – ничего не сказать! – признаются в администрации театра. – В шоке все: коллеги, друзья, родители Алены. Она никогда не была сторонницей революций, бунтов, хотя и не боялась открыто высказывать свое мнение. Кто бы ни скрывался под масками во время этой акции в храме, они поступили ужасно, нанесли страшное оскорбление миллионам людей! Но Алена говорит, что ее там не было. Она человек религиозный, даже стала крестной матерью дочери своих близких друзей. Клеймить ее я не стану. Тысячи людей уже это сделали. Ужасные вещи пишут на страницах Алены в Интернете, шлют письма с проклятиями ее родным. Даже в адрес ее маленькой крестницы кто-то пишет: "Умри, дитя Сатаны!"
В числе предполагаемых участниц панк-группы также оказались художница из Самары Светлана Шуваева, москвички Елена Пивоварова и Мария Алехина, а также бывшая активистка арт-группы "Война" Надежда Толоконникова, известная тем, что в 2008 году в Биологическом музее Москвы, находясь на 9 месяце беременности, публично занималась сексом. Но причастны ли они к акции в храме, – пока неизвестно.
А как у них?
Известный блогер Drugoi пишет: "Читая про хулиганскую акцию панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, я вспомнил, как в 2011 году активисты норвежской экологической организации Fuck for Forest устроили нечто подобное в главной церкви Осло. Они появились там раздетыми во время службы, прошли к алтарю и стали имитировать любовный акт
После того, как активистов FFF выставили за дверь, была вызвана полиция и на нарушителей общественного порядка составили протокол, передав дело в суд. Парочку, объяснившую, что все происходившее в церкви было промоакцией их книги "Секс в библии", приговорили к штрафу: молодому человеку по имени Бенжамин Шарль Годар (Dan de Vero) назначили выплатить 6000 крон (ок. $1000), девушке Натали Мондю – 9000 крон (ок. $1600). Девушку наказали строже за имитацию полового акта в общественном месте. Если бы наказанные отказались платить, их бы посадили под арест на 15 и 18 суток. Третий участник акции остался без наказания".
Мнения
Алексей Варламов, писатель:
– Конечно, то, что сделали эти девицы, – кощунство и святотатство, которое не может иметь абсолютно никакого оправдания. Это нарушение древнейших человеческих запретов, установлений. Дело ведь не только в том, что это православный храм, хотя для меня, как для православного человека, это важнее всего. Но в принципе, я полагаю, что в древнем обществе такого рода кощунство повлекло бы самые ужасные для них последствия. Я к ним, упаси бог, не призываю, просто говорю о том, что все это противоестественно. Это нарушение основных бытийных и глубинных законов человеческой жизни. Но это одна сторона вопроса
Другая же, на мой взгляд, заключается в том, что отчасти эти девицы и рассчитывают на такое осуждение. Поэтому я бы, честно говоря, предпочел бы на эту тему вообще ничего не говорить, обойти ее молчанием. Во все времена были и будут люди, у которых есть огромное желание заявить о себе, но им не хватает таланта, ума, вкуса. Они как микробы. Бывают времена, когда эти вирусы находятся в спокойном, полусонном состоянии. Но когда общественная температура повышается, начинается какая-то лихорадка, и они выползают. Конечно, на эту акцию нужно было отреагировать, но не заостряя внимание, не шумно, не информационно, а по закону. Устраивать вокруг этого дискуссии – не очень правильно. Сегодня у них берут интервью, завтра позовут на какое-нибудь ток-шоу, и они получат трибуну для выступления. Самое разумное в данном случае – минимизировать тот информационный ущерб, который их действия нанесли.
Марат Гельман, галерист:
– Художник имеет право на критику РПЦ, имеет право на уничтожительную, оскорбительную критику института. Но храм, вне зависимости от того, воры ли, агенты ли КГБ – его служители, воспринимается воцерковленными людьми как свое сакральное пространство. Художник же имеет полную свободу в художественном пространстве. Даже когда он выступает в профанном (т.е. не маркированном) пространстве, он уже должен соизмерять свой художественный жест с совершаемым поступком, не говоря о пространстве сакральном.
Всеволод Чаплин, протоиерей:
– Мы знаем, что православная традиция однозначно говорит: ты должен прощать своих личных врагов, но защищать свои святыни, свою веру, своих ближних. Если нападают на твое Отечество, христианин обязан защищать его с оружием в руках. Если попирают твои святыни, оскорбляют твою веру и твоих ближних, этому нужно противодействовать всеми законными средствами, в том числе требуя, чтобы государство защищало вещи, которые для православного христианина дороже жизни.
Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин, Верховный муфтий России:
– Центральное духовное управление мусульман России жестко осуждает подобные действия в священных храмах, так как они оскорбляют религиозные чувства не только наших православных братьев и сестер. Если оставлять такие инциденты без внимания, завтра эти люди могут устроить то же самое и в мечетях, что вызовет межконфессиональные конфликты. Поэтому мы считаем, что виновные должны понести наказание по всей строгости закона.
Андрей Кураев, протодиакон:
– Мне кажется, для церкви будет хуже, если мы сейчас начнем требовать всех к ответу – "наказать по всей строгости закона" и т. д. Не зная содержания текстов их песен, я не могу дать более конкретную оценку. Будь я ключарем этого храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения. А если бы я был мирянином-старостой, то на прощание еще бы и ущипнул их малость. По-отечески. Для вразумления.
Дмитрий Быков, писатель:
– Я разделяю точку зрения Андрея Кураева, а то, что на девушек заведено уголовное дело по статье "Хулиганство", мне кажется мрачным симптомом. Я считаю, что под эту статью подпадают только насильственные действия, а они ничего подобного не совершили. Их акция интерпретируется сейчас не с точки зрения религиозной, а с политической, что опасно.
Йосеф Херсонский, раввин еврейской общины
в Хамовниках, Москва:
– Оскорбление религиозных чувств человека плохо по определению – и неважно, что послужило причиной твоего поступка. Нельзя прийти в церковь , синагогу, в мечеть или Академию наук и грубо нарушать существующие там правила, исходя из своих обид или своего несогласия с происходящим там. Один из еврейских мудрецов в свое время сформулировал основную идею Торы – "Не делай другому то, что ненавистно тебе".
Карен Шахназаров, режиссер:
– К этому акту я отношусь крайне отрицательно и считаю, что уголовное дело возбуждено справедливо. Главное, чтобы дело не превратилось в формальность и было доведено до конца. Сама акция – возмутительна. Представьте, если бы подобное случилось в мечети. Эти девушки бы до выхода даже не дошли. Нельзя оскорблять чувства верующих.