Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Эти ритуальные штучки сделаны из костей человека. Тибетский буддизм-ламаизм, как известно, испытал на себе серьёзное влияние древнего тибетского же шаманизма бон и шиваитского тантризма. Это сказалось в частности на любви лам к черепам и прочим костям, преимущественно человеческим. Именно из человеческих костей делают ламаисты ритуальные музыкальные инструменты ганлин (канглинг, рканг линг) и дамару, а также капалу (габалу) - сосуд для сбора милостыни и некоторых тантрических ритуалов.
Самым интересным в этом ряду является, без сомнения, ганлин, флейта, необходимая для тибетского обряда Чод (обряд отсечения). Дуя в ганлин, лама отсекает желания бренной плоти и неподлинного ума, приближается к Пустоте. Делают ганлин из берцовой кости человека, но не любого человека, а исключительно из берцовой кости девственницы, погибшей насильственной смертью или в результате несчастного случая. В передней части ганлина делают две дырки, называемые лошадиными ноздрями. Звук этой ритуальной флейты должен напоминать ржание мистического коня, уносящего подлинный ум адепта в рай Сукхавати. Более профанное объяснение предназначения ганлина – он отгоняет злых духов. Вот ещё несколько снимков того же ганлина, что и на фотке, открывающей заметку:
А вот ганлин попроще, рабочий такой:
Вот фото ламы, практикующего Чод:
Дамару пришёл в тибетский тантризм из шиваизма. Он символизирует первоначальный звук вселенной. Вот монгольский дамару, у мастера не оказалось под рукой черепов, поэтому он их просто нарисовал на боковых поверхностях барабана:
Использование человеческих черепов в Тибете не заканчивалось изготовлением дамару. Из них также делали к а п а л ы (чаши из верхней части мужского черепа). Капалы тоже пришли из шиваитского тантризма. Шиваиты-капалики собирали в капалы подаяние, тибетские тантрики совершают в капалах подношения грозным божествам - докшитам и херукам. Кроме того, с капалами в некоторых из своих многочисленных рук эти самые херуки изображаются. Их капалы, как правило, наполнены человеческими кишками и глазами. Вот, например, тибетская капала:
Капала попроще:
А вот изображение херуки (щёлкните по нему, чтобы загрузить картинку побольше), в одной из левых рук херука держит капалу с каким-то мясом, в нижней части картинки можно наблюдать ещё три капалы, в самой большой из них лежат сердце, язык и глаза:
Наконец, в тибетском тантризме используются и целые черепа (м у н д ы). Например, для украшения храмов. А ещё некоторые тантрики на них сидят, т.е. используют как мебель. Предварительно украсив, разумеется:
Если под рукой нет черепа человека, сойдёт обезьяний: