И как только Леонардо да Винчи удавалось изображать настолько идеальные лица?! Ответы на столь интригующий вопрос предоставил впервые проведённый количественный химический анализ, в ходе которого были изучены 7 картин, представленных в Лувре (в том числе и «Мона Лиза»).
Такой анализ показывает состав и толщину каждого слоя материала, накладываемого художником. Исследование, проведённое командой учёных под руководством Филиппа Вальтера (Philippe Walter) из лаборатории Центра исследований и реставрации музеев Франции, пришло к выводу, что да Винчи использовал тончайшие слоя глазури и краски – толщиной всего в 1-2 микрометра.
Картины Леонардо да Винчи зачаровывают каждого. Отчасти, это происходит из-за рисования художником целого ряда неуловимых оптических эффектов, которые размывают контуры, смягчают переходы и смешивают тени, создавая эффект дымки. Известный под названием «сфумато» (итал. sfumato — затушёванный, буквально — исчезающий как дым), этот метод является не только результатом работы величайшего гения, но и технической инновацией XVI столетия. Минутные наблюдения, оптические измерения и воссоздание картин уже описали сфумато, но новый анализ может подтвердить и детализировать использование процедур этой методики, особенно, в отношении воспроизведения градации.
Впервые Филипп Вальтер вместе со своей командой внесли новый взгляд на технику сфумато благодаря количественному химическому исследованию различных слоёв краски. 7 картин Леонардо да Винчи были проанализированы прямо в залах музея Лувр. Учёные сосредоточились на изучении лица, поскольку именно эта часть творения создавалась с использованием сфумато. Для определения состава и толщины каждого слоя 9 лиц (в том числе и Джоконды), написанных художником за 40 лет карьеры, исследователи обратились к технологии рентгеновской флуоресценции.
В результате анализа было определено, что для создания теней на лице да Винчи использовал различные рецепты. Они отличаются техникой наложения (применение слоёв глазури или очень тонких красок) и характером пигментов и добавок. В случае глазури, для получения общей толщины, не превышающей 30-40 мкм, художник использовал тонкие 1-2 мкм слоя. Выводы, полученные в ходе исследования, способны помочь в понимании методов «оживления» искусства, которые применялись великим Леонардо да Винчи.