В поисках мотиваций поведения человека психологи подчас обращаются совсем уж к экзотическим источникам. Профессор Сэм Шустер из Университета Ньюкасла (Великобритания) решил проанализировать, как проявляется чувство юмора у мужчин и женщин и как оно вообще развивается у человека с возрастом. Свои умозаключения учёный строил на весьма своеобразном материале: он спрашивал людей, катающихся на одноколёсных велосипедах, о том, как их принимают зрители.
Одноколёсный велосипед многим из нас видится клоунской принадлежностью. Человечек выезжает на странном устройстве на арену и начинает смешить: падать с велосипеда, пускать воду из глаз, путаться в собственных ботинках и т. д. Моноциклы практикуют и другие артисты, но ассоциация с клоуном настолько велика, что даже обычный человек, выезжая в парк на этом устройстве, рискует превратиться в «клоуна на час». Профессор Шустер опросил несколько десятков разнополых моноциклистов по всему миру в возрасте от 15 до 69 лет, со стажем обращения с моноциклом от 2 до 40 лет. В статье, опубликованной в Journal of Psychology Research and Behaviour Management, он пишет, что ему удалось выявить несколько закономерностей в поведении людей, наблюдающих за человеком на моноцикле, и эти закономерности не зависят от социального положения или культурной принадлежности зрителя.
Женщины, по словам психолога, комментируют зрелище доброжелательно, они расположены к человеку, совершающему удивительную поездку на удивительном устройстве. Дети при виде одноколёсного велосипеда демонстрируют неподдельный интерес — что тоже понятно. Но вот со взрослеющими мальчиками и мужчинами есть проблема. У мальчиков невинный детский интерес по отношению к происходящему становится всё более агрессивным, они начинают смеяться и оскорблять едущего на моноцикле, кричат ему, чтобы он быстрее падал и даже предпринимают для этого некоторые усилия, в буквальном смысле вставляя палки в колёса. Взрослые мужчины, разумеется, ведут себя приличнее, но агрессия всё равно прорывается сквозь общественно-лицемерную маску, и они всячески стараются пошутить на тему моноцикла и моноциклиста.
По мнению учёного, агрессивная реакция мальчиков связана с работой мужских половых гормонов, а юмор лишь форма, в которую отливается агрессия, не способная найти себе выхода. Пока мальчик не обладает социальными навыками, его отношение к «клоуну» выражается самым непосредственным образом, но по мере взросления ему приходится оттачивать чувство юмора. В общем, можно сказать, что всякий мужчина действительно ненавидит клоуна.
Впрочем, связь между юмором и агрессией не столь уж сомнительна, как вам, наверное, показалось. Самый непосредственный смех связан с щекоткой, и есть теории, выводящие из этой ситуации чувство юмора, однако профессор Шустер указывает на то, что с нейрофизиологической точки зрения щекотка сродни болевым ощущениям. Причину боли можно устранить нападением — вот и мостик для агрессии. На агрессивное происхождение юмора, по мнению учёного, указывают и словесные пикировки, перепалки, пересыпанные шутками относительно личности и идей противника: выяснить отношения напрямую нет никакой возможности, зато можно символически одолеть врага, высмеяв его. Агрессивность же, напомним, начинает развиваться под влиянием гормональных перестроек в мужском организме. Значит, можно сделать вывод, что человечество научилось смеяться благодаря агрессивности его самцов.
Подготовлено по материалам The Independent.