Ни Конгресс, ни федеральные суды не ограничивает географию нашей способности применять силу, – заявил генпрокурор США.
Пятого марта министр юстиции и генеральный прокурор США Эрик Холдер, выступая перед юристами в Северо-Западном университете в Чикаго, впервые обозначил общие принципы, которыми руководствуются Соединённые Штаты при устранении своих врагов за рубежом.
Если опустить многочисленные пафосные заявления генпрокурора о строгом соблюдении Конституции, Законов и «наших основополагающих идеалов», то суть его разъяснений проста: Соединенные Штаты убивали, убивают, и будут продолжать убивать своих врагов за рубежом без какого либо судебного преследования.
«Мы достигли часа опасности, мы нация в состоянии войны, – заявил прокурор, - Сотни людей в США были осуждены за терроризм и связанные с терроризмом преступления. Однако суды не являются единственной возможностью. Военные трибуналы также уместны, и мы должны использовать их. Трибуналы обладает юрисдикцией для преследования лиц, которые участвовали в военных действиях против Соединенных Штатов, или тех, кто целенаправленно поддерживает такие военные действия».
Но не только Трибуналы прокурор видит как инструмент борьбы с терроризмом. Новация администрации Обамы – военные тюрьмы, в которые теперь можно заключать гражданских лиц, подозреваемых в терроризме без суда и следствия на любой срок.
Однако есть и более серьезные ситуации. «Существуют случаи, когда наше правительство может защитить Соединенные Штаты только через использование силы со смертельным исходом. Этот принцип давно признан в США, и в международном праве. – пояснил прокурор, - Поскольку Соединенные Штаты находятся в состоянии вооруженного конфликта, мы имеем право принять меры против врага в соответствии с международным правом. Ни Конгресс, ни наши федеральные суды не ограничивает географию нашей способности применить силу.»
Если же на такое применение силы нет согласия иностранного государства, то силу США все равно может применить, в том случае, если: эта страна «не в состоянии или не желает бороться с угрозой для Соединенных Штатов», (что также определяют в Вашингтоне). Даже гражданство США, по мнению прокурора, само по себе не даёт иммунитета от того, чтобы стать законной мишенью.
Ждать, когда террористы вполне обозначат свои планы теперь тоже не нужно: «Если президент отложит действия до того момента, когда точное время, место и способ нападения террористов станут ясны, то такое требование создаст неприемлемо высокий риск. Если террористы представляют собой угрозу, то в этом случае наше Правительство имеет четкие полномочия устранить их силой.Реальность такова, что США, скорее всего, продолжают сталкиваться с террористическими угрозами. В этот час опасности, мы просто не можем позволить себе ждать, пока их смертельные планы осуществляются - и мы не будем», – подвёл итог своему выступлению министр Юстиции.
Можно себе представить, какой шум поднялся бы в мире, если бы что либо подобное произнесли российские официальные лица. Нам бы вспомнили и Литвиненко, и взорванного в Катаре бывшего президента Ичкерии Яндарбиева, и группу чеченских боевиков, недавно ликвидированную в Стамбуле неким неизвестным лицом …
А США – можно. Все давно привыкли, что они убивали, убивают, и снова будут убивать. Им Конституция разрешает.