Газета "Наш Мир" br>
Новость о том, что Виктор Вексельберг ушел с поста председателя совета директоров "Русала", сообщили практически все крупные британские и американские газеты. Покупка акций "Русала" никогда не была делом для слабонервных, замечают обозреватели.
"Вексельберг отошел от войны за "Русал" - так трактует события The Independent. Решение Вексельберга подводит черту под его длительным конфликтом с Дерипаской, заключил журналист Шон Уокер. Это также "очередное событие в замысловатой цепочке соперничества между олигархами и личных раздоров в российском металлургическом секторе", - замечает автор.
По мнению газеты, одним из главных "яблок раздора" между Вексельбергом и Дерипаской является доля "Русала" в "Норильском никеле". "Норильский никель" вызвался выкупить эту долю, Вексельберг одобряет это предложение, но Дерипаска наотрез отказывается. "Дерипаска - инвестор стратегический, а Вексельберг - финансовый", - пояснил аналитик Роберт Мантсе ("Открытие", Москва).
"На жизнь российских сверхбогачей часто влияют закулисные свары или приказы Кремля. Впрочем, аналитики считают маловероятным, что к данному спору приложило руку российское правительство", - замечает автор. "Это спор двух ключевых акционеров", - полагает Мантсе.
"Председатель совета директоров ведущей алюминиевой компании ушел в отставку из-за спора" - сообщает в заголовке The New York Times. Предмет раздоров - направление деятельности "Русала", пишет журналист Эндрю И.Крамер: "Должна ли компания полностью сосредоточиться на алюминии или сохранять свои "плацдармы" в иных горнодобывающих предприятиях?".
Дерипаска мечтал, что "Русал" монополизирует добычу цветных металлов в России, и с этой целью в 2008 году купил долю в "Норильском никеле", напоминает издание. С тех пор он отказывается ее продавать. Между тем, "если спад в европейской экономике продолжится, и цены на алюминий еще больше снизятся, нежелание продавать долю в "Норникеле", видимо, создаст для "Русала" новый риск дефолта по его долгам", предостерегает издание.
"Битва олигархов-соперников за "Русал": председатель совета директоров напоследок выступил с яростными нападками" - так называется статья в The Times. Вексельберг обвинил Олега Дерипаску в том, что последний вверг "Русал" в глубокий кризис, поясняет журналист Тони Хэлпин. "Вексельберг предостерег, что долги, которыми отягощена компания, портят ее перспективы, и обвинил менеджмент в принятии решений, противоречащих договоренностям с инвесторами", - говорится в статье. "Русал", со своей стороны, утверждает, что Вексельберг не выполнял своих обязанностей председателя и оказался на грани смещения с этого поста.
"Ссора разгорается, акции "Русала" - в невыгодном положении" - извещает в заголовке The Wall Street Journal. "Берегитесь междоусобиц российских олигархов", - призывает в первой же фразе журналист Эндрю Пипл. Раздоры в совете директоров "Русала" - очередная дурная новость для миноритарных инвесторов в нынешней ситуации, когда цены на алюминий падают, а бухгалтерский баланс компании отягощен долгами.
По словам некого информированного источника, в прошлом году Вексельберг безуспешно пытался продать долю в "Русале" другим акционерам. "Пожалуй, ему будет нелегко найти покупателя, пока в "Русале" задает тон Дерипаска", - полагает автор.
Отставка Вексельберга не развеет тревоги за судьбу "Русала" и не изменит позиции Дерипаски. "Но покупка акций "Русала" никогда и не была делом для слабонервных", - утешает автор.
"Русал": еще одна ссора олигархов" - так называется статья в блоге на сайте The Financial Times. "Российские олигархи - ненадежные партнеры и друг для друга, и для прочих акционеров", - пишет журналист Стефан Уэгстил, предполагая, что раздоры в "Русале" - не первый и не последний подобный случай.
Изложив публичные нападки Вексельберга и "Русала", автор замечает: "это еще вежливо по сравнению с оскорблениями", которыми обменивались недавно в лондонском суде Абрамович и Березовский. А рассмотрение иска Михаила Черного к Дерипаске, возможно, затмит другие тяжбы.
"Все это важно для миноритариев, так как конфликтующие стороны владеют подавляющей частью акций "Русала", - отмечает автор.
Правда, не всякую компанию олигархов раздирают ссоры. Некоторые инвесторы называют НЛМК Владимира Лисина "образцовой". Соинвестиции вместе с олигархом - это доступ к лучшим промышленным активам, политические связи и долгий послужной список. "Северсталь" Алексея Мордашова тоже избегает громких споров.
"Но в металлургическом секторе список таких компаний невелик. И это не случайность. В дни "дикого капитализма" в России беспощадные бизнесмены занялись природными ресурсами, видя в этом способ быстрого обогащения", - повествует автор. Споры часто улаживались "путем угроз, а иногда грубой силой".
В результате сложилась структура собственности, которую не всегда можно подтвердить безупречными документами. В нефтегазовом секторе споры заглохли преимущественно потому, что Путин постарался возродить господство государства, но в металлургии битвы еще не отгремели.
Отставка Вексельберга также подчеркивает, "как трудно исключительным людям, которые сколотили капиталы в исключительной обстановке России 1990-х, адаптироваться к более ординарным условиям 2010-х", - считает журналист.
|