Газета "Наш Мир" br> Европейские государства, входящие в Евросоюз, и народы,
населяющие страны-члены ЕС, - разные, иногда даже слишком разные. Жить
на одном континенте, сосуществовать в рамках одного Союза они еще могут.
Но вот представлять из себя одно целое, единый экономический механизм
и, тем более, единый социальный организм они, к сожалению, не могут. И
вряд ли когда-нибудь это произойдет. Нам, жителям России, ранее
входившей в распавшийся СССР, это, как никому другому, очевидно.
Евросоюз,
как сообщество объединенных стран и индивидов, не мог изначально и не
может сейчас сделать всех равными, богатыми и счастливыми. Ведь
стартовые условия у всех стран и народов были разные. Одни представляли
собой развитые индустриальные страны, другие, наоборот, были отсталыми
аграрными странами с большим грузом социальных проблем.
Следует
отметить, что сама идея начать объединение в Европе была вызвана
интересами крупнейших европейских компаний, поддержанных крупными
банками, для которых, как вы понимате, получение прибыли было прежде
всего. А решение социальных вопросов, когда вокруг было много
безработных, не стояло на первом месте.
Так что сначала в Европе
было учреждено Европейское объединение угля и стали (еще в 1951 году).
Впоследствие было сформировано Европейское экономическое сообщество
(Общий рынок). Произошло это в далеком 1957 году. В общем сначала это
было желание объединить экономические возможности ведущих стран Европы и
воспользоваться синергическим эффектом от объединения их промышленных,
технологических, научных и других потенциалов, чтобы сделать еще богаче
и сильнее. Затем сделать их локомотивом, к которому будут прицеплены
более слабые страны. И так - шаг за шагом - хотелось добиться подъема
европейской экономики в целом. По сути, это было весьма амбициозное
желание совершить бросок к созданию Соединенных Штатов Европы.
Но
не все шло так гладко, как хотелось бы инициаторам создания ЕС. Одни
страны были еще не готовы к этому. Другие хотели выждать и посмотреть,
что получится. А третьи были согласны вступить, но при условии
сохранения своей валюты и бюджетной независимости. В общем слабые были
готовы прогнуться в надежде скорой финансовой помощи и призрачной
интеграции в европейскую промышленность, а сильные не хотели подчиняться
чужому диктату. Более того, если создание Евросоюза первоначально
преследовало экономические цели, то затем в ЕС стали принимать и по
политическим причинам. А со временем некоторые страны были приняты по
геополитическим мотивам.
Вероятно, стремясь снизить влияние
России на страны, входившие ранее в зону влияния бывшего СССР, в число
членов ЕС попали Латвия, Литва, Эстония и Польша (в 2004 году), а чуть
позже Болгария и Румыния (с 2007 года). Причем слабенькие прибалтийские
страны практически сразу повели двойную игру, стремясь как можно больше
выслужиться перед США и НАТО. А Польша и Румыния еще и предложили свои
услуги США в продвижении американской ПРО на Восток - поближе к границам
России.
Но и это не все. Если бы не разразившийся в 2008 году
сначала мировой финансовый, а затем и экономический кризис, от которых
ЕС до сих пор не оправился, то членом Евросоюза вполне могла стать и
Украина. Особой ценности для ЕС она не представляет, но взять под
контроль украинскую газотранспортную систему (для гарантированной
поставки российских углеводородов) им хотелось бы. А еще обеспечить сбыт в Украине залежалых товаров и продуктов питания с ГМО, сбыт которых в ЕС резко падает.
Несмотря
на то, что строительство общего европейского дома проходило в несколько
этапов, получалось не все и не сразу. Поэтому с годами сложности
(прежде всего - финансовые) накапливались, а взаимное недовольство
усиливалось. Нерешенный клубок проблем постепенно превратился в огромный
долговой ком. Поэтому стали раздаваться голоса, что Евросоюз не сможет
сохраниться в нынешнем виде, что надо избавляться от балласта. Вероятно,
именно в этом ключе можно понимать слова бывшего министра финансов
Германии Теодора Вайгеля : "ЕС - это незаслуженный рай для жителей всего
континета."
Если уж политики такого уровня в открытую говорят о
сложившихся проблемах, значит допекло. Однако решение финансовых,
экономических и социальных проблем Евросоюза имеют разновекторную
направленность. Правительствам требуется обеспечить повышение доходов
казны, снижение расходов на обслуживание госдолга и уменьшение
бюджетного дефицита. Замечу, что об уменьшении инфляции политики и
финансисты сейчас уже не упоминают. Ну, а населению нужно чтобы были
сохранены старые и созданы новые рабочие места для молодых людей (до
25-ти лет), не повышалась или даже снизилась налоговая нагрузка, пенсии
сохранены на прежнем уровне, ну и росли социальные расходы государства. В
общем это взаимоисключающие задачи. В связи с этим глава ЕЦБ Марио
Драги заявил : "Хваленая европейская модель социального государства
изжила себя".
Кстати, по проведенным исследованим, уже каждый
пятый немец и австриец считают, что может произойти распад Евросоюза. Но
это личное мнение отдельных жителей двух высокоразвитых стран. А как
думают политики и банкиры этих стран ? Что - вот так взять и отпустить,
простив все долги !?. А кто будет платить за последствия такого шага ?
Простые жители Германии, Франции и Австрии ? Это несправедливо.
В
общем речь уже начинают вести о санации ЕС, поскольку богатым странам
уже надоели нахлебники. А поскольку "кто платит, тот и заказывает
музыку", то при желании, для кого-то могут заказать и похоронный марш.
Так
на чьих условиях и за чей счет может произойти распад Евросоюза ?
Думается, что распада ЕС не будет, вообще, несмотря на то, что при
дефолте одной страны может сработать "принцип домино".
Учитывая сложность ситуации и то, что уже несколько рейтинговых
агентств (Fitch и Moody's) оценили долгосрочный кредитный рейтинг Греции
как дефолтный, ее могут исключить из Евросоюза - в назидание другим
участникам. Но, поскольку руководству ЕС, похоже, удалось взять ситуацию
под свой контроль, это уже маловероятно. Более того, если Греция
отчалит от одного берега, то она должна будет причалить к другому
берегу. Но какому ? Кто тогда, точнее - посредством кого, ЕС и НАТО
будут контролировать ситуацию на Балканах и в районе черноморских
проливов ?
А пока в Греции, по сути, введено внешнее управление -
страна теперь не может самостоятельно распоряжаться своими валютными
поступлениями, а правительство страны послушно и четко выполняет все
указания и рекомендации ЕЦБ и Еврокомиссии. Но это, к сожалению,
приводит к нарастанию социальной напряженности в стране.
Ранее
уже происходили массовые беспорядки в столице и других городах. Такое
может повториться, если греческий народ не захочет осознать, что девиз
Европейского сообщества "Согласие в многообразии" означает вовсе не
всеобщее равенство и богатство, не братство банкиров и безработных, а
именно многообразие членов ЕС - и богатых, и бедных. То есть, если ты
хочешь остаться в семье Евросоюза, то должен всегда помнить, что ты -
всего-лишь "бедный родственник". Таковы реалии сегодняшнего дня. А с
коммунистическими настроениями и идеей социального государства
трудящимся Греции придется расстаться.
|