Погрязший в череде скандалов Роскосмос представил «Стратегию развития космической деятельности до 2030 года»
Заслуженный предмет гордости советской цивилизации – отечественная космонавтика, скатившись за два последних десятилетия до уровня, когда над ней стали уже насмехаться, решилась наконец поставить перед собой хоть какие-то осмысленные цели дальнейшего развития.
Федеральное космическое агентство России (Роскосмос) представило на рассмотрение правительства проект «Стратегии развития космической деятельности до 2030 года». Стратегические цели отрасли, обозначенные в документе, конечно, далеко не столь амбициозны, как в советские времена, и к тому же пока довольно расплывчаты. Тем не менее «Стратегия…» намечает хоть какие-то ориентиры, что еще недавно было делом немыслимым – отрасль лишь выживала.
Россия может к 2030 году остаться в тройке стран – мировых лидеров в космонавтике, но для этого необходимо решить задачи, которые стоят перед отраслью. Так прокомментировал РИА «Новости» новую «Стратегию…» начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. «Остаться в тройке, – по его мнению, – это означает сохранение и развитие производственного потенциала, который очень сильно пострадал за последние десятилетия прошлого века. Все, что «лихие 90-е» сделали с нашей промышленностью, мы сейчас восстанавливаем по крупицам».
При этом чиновник Роскосмоса признал: «Финансирование стало совершенно иное: оно в разы превышает те средства, которые мы получали на рубеже 2000-х гг.». И это действительно так. По данным Минэкономразвития, бюджетное финансирование Федеральной космической программы на 2006-2015 гг. определено в объеме 622,328 млрд руб. При этом за шесть уже прошедших лет государство инвестировало в рамках программы 256,377 млрд руб.
Но одни лишь деньги, хлынувшие в отрасль, спасти ее уже не могли. 2011 год – год 50-летнего юбилея полета Юрия Гагарина – стал для отрасли и временем настоящего позора. Запускаемые в космос аппараты сыпались на Землю один за другим – «Гео-ИК2», «Экспресс-АМ4»; даже «Прогресс-М12М» (самая, пожалуй, надежная космическая машина), и тот умудрился рухнуть на Алтае. Затем последовала отсрочка пилотируемых пусков к Международной космической станции. Ну а апофеозом всех этих провалов стала история с межпланетной станцией «Фобос-грунт». Аппарат стоимостью 5 млрд руб. (по признанию Поповкина) так и не смог выйти на нужную орбиту, после чего спустя некоторое время рухнул на Землю. Роскосмосу оставалось утешиться лишь тем, что «Фобос» был застрахован на 1,5 млрд руб. Вот в таком состоянии подошла отечественная космонавтика к юбилею первого полета человека – советского человека – в космос!
Всем стало ясно, что одни лишь финансовые вливания, как бы важны они ни были, ситуацию не поправят. За годы хронического недофинансирования отрасль растеряла не только технологический (изношенность оборудования давно приблизилась к критическому уровню), но и, главное, кадровый потенциал. Ведь космонавтика – это в первую очередь наука, а наука – это прежде всего люди. В те годы, когда государство держало отрасль на голодном пайке, из нее ушли научные работники, которые должны были принять эстафету от старых кадров. В результате образовался огромный кадровый провал: самых дееспособных с точки зрения возраста научных работников в отрасли, по сути, и не осталось. Так что во многом отечественная космонавтика должна начинать сейчас свое возрождение чуть ли не с нуля.
Всем этим и обусловлен характер проекта нынешней «Стратегии…». По данным «Коммерсанта», в распоряжении которого оказался текст документа, в «Стратегии…» выделены три направления, которые необходимы для ее достижения. Самыми приоритетными называются работы, связанные с развитием и использованием космической техники, технологий и услуг (что конкретно скрывается за этой формулировкой, понятно, наверное, разве что экспертам отрасли). За ними следуют работы по созданию пилотируемых, транспортных и напланетных средств для освоения космического пространства, в т. ч. создание многоразовой ракетно-космической системы. На третьем месте – работы, позволяющие создавать научно-технический задел для осуществления пилотируемого полета на Марс, а также создание орбитальной станции нового поколения.
Согласно тексту документа, перед Роскосмосом ставится ряд амбициозных задач. До 2015 года ожидается, что будет осуществлено развертывание необходимых составов орбитальных группировок различного назначения. Причем доведение целевых характеристик российских космических аппаратов до мирового уровня будет производиться преимущественно из зарубежных элементов, а космодром Восточный на Дальнем Востоке должен быть готов для запуска с его территории автоматических космических аппаратов. Тогда же должны быть завершены работы по модернизации существующих средств выведения.
К 2020 году предполагается, что российская элементная база для создания спутников будет соответствовать мировым стандартам, что позволит минимизировать наличие иностранных комплектующих (стало быть, сейчас отечественная элементная база мировым стандартам не соответствует). К тому времени, согласно стратегии, космодром Восточный уже сможет выводить на орбиту новый ракетный комплекс «Ангара» и тяжелые пилотируемые корабли нового поколения, которые также должны быть еще разработаны.
Не отказывается Роскосмос и от покорения других планет: планируется провести ряд миссий по углубленному исследованию Луны (о т. н. «высадке» главных космических соперников России – американцев – на Луну вы можете прочитать в нашем фронт-проекте) с луноходами, в т. ч. произвести отбор и доставку на Землю образцов грунта, а также Венеры и Юпитера. Кроме того, в кооперации с иностранными партнерами Роскосмос хочет развернуть на Марсе сеть долгоживущих исследовательских станций. Международная космическая станция, согласно плану, будет сведена с орбиты в 2020 году.
К 2030 году планируется активно продолжить изучение планет Солнечной системы, включая «осуществление демонстративного пилотируемого облета Луны с последующей высадкой космонавтов на ее поверхность и возвращением их на Землю». Кроме того, планируется активизировать работу России по снижению засоренности околоземного космического пространства и астероидно-кометной опасности для Земли. На Восточном к этому времени планируется начать эксплуатацию сверхтяжелой ракеты нового поколения, что позволит уже после 2030 года выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку не менее 120-180 тонн.
В итоге к 2030 году российские космические аппараты должны обеспечить потребности социально-экономической сферы, науки и обороны до 95% (вместо 40% в 2011 году). Количество запусков по фундаментальным космическим исследованиям должно составить до трех в год (в 2006-2011 гг. производился один запуск в два года). До 80% должна повыситься загрузка производственных мощностей (против 46,4% в 2011 году). В тексте документа говорится, что роль России на мировом космическом рынке нужно увеличить к тому времени до 10% (против 0,5% в 2011 году).
Отдельно в «Стратегии...» выделено развитие ракетно-космической промышленности. К 2015 году должна завершиться реорганизация отраслевого производства путем формирования 4-5 конкурирующих вертикально интегрированных структур и приборостроительной корпорации – изготовителя систем и агрегатов. Тогда же процент производственного оборудования сроком эксплуатации менее 10 лет должен составить 25%. К 2020 году будет проведено сокращение чрезмерного количества производственных площадей, в т. ч. через продажу незадействованных мощностей. Кроме того, планируется развитие системы «трансфера технологий», которая сможет обеспечить экономике отдачу от технологических результатов космической деятельности. В «Стратегии...» также предусмотрена организация поддержки малого и среднего бизнеса в сфере производства и потребления космической продукции. К 2025 году Роскосмос планирует увеличить процент оборудования предприятий возрастом менее 10 лет до 50%, а к 2030 году – обеспечить серийное производство ракет сверхтяжелого класса, космических буксиров на основе электроракетных двигателей, а также разработать средства для освоения астероидов.
Финансирование стратегии предполагается осуществлять по смешанному принципу: бюджетные ассигнования и привлечение внебюджетных средств. При этом особо отмечается, что в качестве привлекаемого финансирования учитываются средства, инвестируемые в космическую деятельность негосударственными заказчиками, а также организациями-исполнителями. Это не повлечет дополнительных трат из федерального бюджета.
По сведениям издания, для реализации заложенных в «Стратегии...» задач при президенте РФ планируется создать специальный надведомственный орган – Совет по космосу. Его основной функцией станет согласование возникающих вопросов в космической деятельности, а также координация космической политики России.
Такую вот стратегию развития космонавтики предлагает Роскосмос. Стоит, впрочем, отметить, что пока это – именно его версия перспектив развития отрасли. И она далеко не во всем совпадает с видением, например, вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего в правительстве в т. ч. Роскосмос.
2 марта, посещая Центральный научно-исследовательский институт машиностроения в подмосковном Королеве, вице-премьер, в частности, заявил: «Ученые должны заниматься изучением физических явлений Солнца. Мы должны осознавать, что существует большая вероятность столкновения Земли с другими космическими телами в будущем. Поэтому главная задача космонавтики, как российской, так и международной, – объединиться в своих усилиях по защите нашей планеты от угрозы из космоса». «На сегодняшний день такая проблема не стоит остро, но нужно думать вперед на десятилетия. На Земле должна быть создана прочная защита от неприятных встреч такого рода, а для этого необходимо начать международное сотрудничество уже сейчас», – пояснил Рогозин и добавил, что с апреля этого года планирует провести ряд научных собраний с сотрудниками космической отрасли, где эта тема станет центральной.
На заседании в Королеве, сообщает moneyjournal.ru, обсуждалась и другая проблема космического масштаба, которая требует решения уже сейчас: за десятилетия освоения космоса на орбите Земли скопилась целая свалка космического мусора. За 2001-2010 гг. количество объектов на орбите увеличилось до 16 000, т. е. в два раза. «Как это ни печально, Россия в этом сомнительном рейтинге занимает первое место, – отметил Рогозин. – Необходимо создать специальный космический корабль, который бы снимал мусор с орбиты. Ведь помимо того, что мусор засоряет орбиту, он еще часто становится причиной поломок научно-исследовательских и военных спутников».
Обратил свое внимание Рогозин и на перспективы российской космонавтики, посоветовав ученым выбрать иной путь, чем американцы, покорившие и осваивающие Луну. «Вот, например, станцию МКС и ей подобные, по моему мнению, было бы эффективней размещать на других планетах. Это необходимо обдумать», – высказал свое мнение вице-премьер и добавил, что не видит смысла отправлять пилотируемые космические корабли на Луну (а это – как раз проект Роскосмоса), т. к. там вряд ли может обнаружиться что-то полезное и интересное с научной точки зрения. «Может, стоит обратить свое внимание на другие планеты – Венеру, Марс или физические явления на Солнце?» – задался вопросом Рогозин.
Мы же, в свою очередь, зададимся вопросом, способно ли нынешнее руководство Роскосмоса на осуществление намеченных планов, учитывая, что за последнее время оно больше засветилось чередой разного рода скандалов, последний из которых пришелся аккурат на первые мартовские дни. По сообщениям ряда СМИ, госпитализация главы этой организации (пришедшего на свой пост сравнительно недавно) Владимира Поповкина, которая, по официальной версии, была вызвана «длительным физическим и эмоциональным напряжением», на самом деле стала следствием, как утверждает, например, «Московский комсомолец», «банальной драки после застолья». Так ли это на самом деле, или пресса все придумала, сказать не беремся. Очевидно одно: авторитет ведущего мирового космического агентства серьезно подорван теперь уже не только падением спутников, но и как минимум неоднозначной репутацией его руководителя.