Вести о том, состоится ли удар по ядерным объектам Ирана со стороны НАТО или Израиля, или все же о большой иранской войне пора забывать, ежедневно наполняют информационные издания и нередко противоречат друг другу. На днях появилась еще одна примечательная статья, соавторами которой стали весьма влиятельные внештатные корреспонденты газеты The Washington Post - Барак Обама и Дэвид Кэмерон. И эта статья дает пищу для размышлений в плане того, чего ожидать в ближайшее время Тегерану.
Обама и Кэмерон решили заявить, что войны действительно может и не быть, если Тегеран пойдет на полную прозрачность своей ядерной программы. Если эксперты получат исчерпывающие сведения по исключительно мирной направленности «иранского атома», то Тегерану удастся, по словам американского президента и британского премьера, избежать большой войны. Западные политики, по сути, сами подталкивают Иран к действиям, которые оградят его от интервенции, и признают, что они (Обама и Кэмерон) и сами явно против развязывания нового масштабного военного конфликта, да еще притом, что в конфликтах старого образца точки над i не расставлены. Фактически Барак Обама и Дэвид Кэмерон в своей статье пытаются донести до читателей (то есть до мировой общественности), что если война будет развязана в ближайшее время, то к этому они не имеют никакого отношения. Безусловно, обоих политиков можно обвинить в лицемерии и новом давлении на иранские власти, но можно посмотреть на их совместную газетную публикацию несколько с иной стороны.
Израильское руководство даже после встреч с президентом США, продолжает настаивать на том, что Иран во что бы то ни стало, нужно подвергать ударам, чтобы он не стал очередным членом так называемого ядерного клуба. Израильтяне ссылают на слова Ахмадинежада, которые он любил повторять, как только вступил на президентский пост Исламской Республики. Слова эти представлялись как угрозы Израилю стереть его с лица Земли. Никакие доклады МАГАТЭ об отсутствии ядерного оружия у Ирана сегодня уже не могут переубедить Нетаньяху в его стремлении начать военную операцию.
Получается, что Обама и Кэмерон стараются подчеркнуть факт продавливания начала военной агрессии на Иран идет именно из Израиля, и для этого используется так называемое еврейское лобби во властных американских кругах. Очевидно, что в преддверие президентских выборов в США это лобби будет играть далеко не последнюю роль. О своеобразном шантаже Обамы со стороны этих властных сфер уже высказался один из представителей российской делегации на Совбезе ООН. Факт в том, что Обама сейчас идет по лезвию ножа, и любой шаг для него может закончится весьма плачевно. Шаг в сторону начала военной операции - и новые затраты бюджета, причем затраты явно больше тех, которые привели к победе ливийской революции. Шаг в сторону временного перемирия с Ираном - и потеря внутренней поддержки со стороны тех самых этнических кругов, о которых речь велась выше.
Если взглянуть сегодня на результаты опросов общественного мнения на территории Соединенных Штатов, то вырисовывается вполне однозначная картина: нам показывают, что до двух третей обычных американцев поддерживают вторжение американских войск в Иран в случае обнаружения там ядерного оружия. Но, во-первых, мы все прекрасно знаем, каким образом можно состряпать любой отчет по результатам опроса (Чуров с ЦИКом и Госкомстат - это далеко не единственные волшебники на Земле), а во-вторых, очевидно, американцев самих пытаются подтолкнуть к тому, что именно таким образом и нужно думать по поводу «ядерного Ирана». Это классический пример того, как общественное мнение формируется годами отработанным инструментарием.
Когда каждый день с экранов телевизоров человеку будут говорить, что большинство его соотечественников поддерживают вторжение в Иран в том случае, если ЯО там будет найдено (а оно, естественно, в нужный момент будет найдено - в этом сомневаться не приходится), то и этот человек скажет с уверенностью, что по Ирану нужно наносить удар. Это обычная коллективная психология, которой определенные силы научились виртуозно управлять и пользоваться ее плодами.
Что же в таком случае остается делать Обаме помимо публикаций фактически оправдательных газетных статей? Очевидно, что если до начала президентских выборов в США Обама решиться «найти» ядерное оружие у Ахмадинежада, то центр мировой геополитики явно перекочует в общественном сознании из Белого Дома в Кнессет. Если Обама удержит хотя бы временный статус кво, то либо американский президент решил идти до конца (что вряд ли), отстаивая свою точку зрения на данную проблему, либо он просто ударил по рукам с лоббистами из Конгресса (точнее - Американского Кнессета) с целью начать операцию против Тегерана после своего избрания на президентский пост в обмен на это избрание.
А уж о степени прозрачности голосования в США можно слагать целые легенды, именно поэтому систему выборщиков, многоступенчатых праймериз и прочей шелухи можно использовать так, как того требует властные круги. В этом случае американцам в виде спонсорской помощи можно передать видеокамеры с наших избирательных участков - мы в ответ поиронизируем, как из выборов президента США устраивается большой концерт с суфлерами и фонограммами.
В общем, Ирану лучше надеяться на лучшее, а готовиться, как обычно, к худшему..
Володин Алексей