Газета "Наш Мир" br>
Чтобы оценить масштабы иностранного влияния на Ближнем Востоке, обратимся к недавней истории. В частности, к идее «демократизации» и «реконструкции» Ближнего Востока, которая зародилась в Белом Доме в результате поисков Вашингтоном путей выхода из иракской войны.
Впервые план «реконструкции» Ближнего Востока был сформулирован президентом Дж. Бушем 6 ноября 2003 года в Национальном Фонде Демократии (National Endowment for Democracy). В соответствии с этим планом, оккупация Ирака должна стать лишь первым этапом длительной борьбы США за победу демократии на Ближнем Востоке.
Авторами концепции «Большого Ближнего Востока» явились Г.Киссинджер, Г.Допрет, Д.Рамсфельд, Д.Чейни, К.Райс, Р.Пёрл, П.Вулфовиц, М.Гроссман и другие американские политологи и члены политического руководства Буша. Они исходили из того, что на Ближнем Востоке должно быть создано такое сообщество, которое бы полностью отвечало интересам США, и было бы «созвучно» камертону американской идеологии.
В 2003 году с подачи Вашингтона стала развертываться инфраструктура так называемой «инициативы ближневосточного партнерства» - появились новые офисы американских представителей в ОАЭ, Тунисе и других странах, происходило усиление штата «гуманитарных» (и разведывательных) служб американских посольств. Главной задачей стало налаживание «гуманитарных» контактов, организация конкурсов, выставок, поездок групп журналистов и арабских общественных деятелей в США в целях «изучения демократии».
В 2004 году в Марокко прошел «Форум будущего» с участием тогдашнего госсекретаря США К.Пауэла. Идея форума состояла в приоритетном внимании со стороны США к развитию «демократии» и «гражданского общества» в странах Ближнего и Среднего Востока, включая создание ориентированных на молодежь НПО, поощрение малого и среднего бизнеса.
Перед саммитом G8 в июне 2004 года в США Вашингтон выпустил рабочий документ «Партнерство G8 и Большого Ближнего Востока». В разделе под названием «Экономические возможности» содержался призыв к «экономическим преобразованиям, аналогичным по величине тем, которые были предприняты в бывших коммунистических странах Центральной и Восточной Европы». А ключом к этим преобразованиям виделось укрепление частного сектора, как путь к процветанию и демократии. План США также предусматривал передачу региональных банковских и финансовых дел в новые институты, якобы международные, но, как Всемирный банк и МВФ, де-факто подотчетные Вашингтону. Цель этого долгосрочного проекта состояла в том, чтобы полностью контролировать не только потоки доходов от продажи нефти, но и финансы всех стран региона – от Марокко до границ Китая.
В противовес американской инициативе Египет, Саудовская Аравия и Сирия выдвинули собственную – арабскую. По их мнению, процесс «демократизации» в арабских обществах назрел, однако он должен реализоваться усилиями самих этих обществ, а не навязываться Соединенными Штатами в виде готовых клише и стандартов, которые не принимают во внимание особенности, как всего Ближнего Востока, так и каждой страны отдельно. Реформирование должно осуществляться «изнутри» самими арабскими обществами и не навязываться извне.
Ответом стала публикация в 2006 году в американском журнале Armed Forces Journal карты «справедливых», с точки зрения США, границ внутри ближневосточного региона.
(Карта Большого Ближнего Востока находится по адресу http://www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/55860/ )
Действия Вашингтона на Ближнем Востоке, писал журнал, теперь направлены на изменения границ региона, которые США пытаются осуществить под лозунгом продвижения демократии для «Большого Ближнего Востока». Их очевидная повестка дня — создание региона под устойчивой американской властью, которая держит в своих руках основной контроль будущих движений капитала и будущих энергетических потоков Китая, России и Европейского союза. Иначе эти страны однажды начнут мечтать об отказе от американских правил игры.
Анализ представленной журналом Armed Forces Journal карты показывает, что глобальный пересмотр границ по плану Вашингтона предусматривает расчленение крупнейших ближневосточных государств, таких как Турция, Сирия, Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Пакистан. Одновременно, предполагается создать несколько новых, ранее не существовавших стран.
В итоге на карте мира появится целый конгломерат нежизнеспособных государственных образований, который будет находиться под контролем США. Он будет также перманентно подвержен внутренним вооруженным конфликтам. Вашингтон намерен реализовать пресловутую стратегию «управляемого хаоса», с помощью которого США планируют убить двух зайцев — установить контроль над мировыми энергоресурсами и нейтрализовать энергию международного исламского движения.
Указанный план, по сути дела, начал реализовываться. Ирак фактически расколот на три части уже сейчас. В Афганистане и приграничных районах Пакистана (Вазиристане) нарастает хаос. Иран и Сирия объявлены следующими мишенями США. Саудовская Аравия откровенно боится потери своих северо-восточных шиитских районов, самых нефтеносных в королевстве.
«Если мы составим список стран региона, которые переживают народные движения протеста с начала тунисских и египетских событий, и наложим их на карту, мы обнаружим почти идеальное совпадение протестующих сегодня стран и оригинальной карты вашингтонского Большого Ближнего Востока, которая была впервые представлена Джорджем Бушем-младшим», - пишет упоминавшийся выше Уильям Энгдаль, который является также автором книги «Полный спектр доминирования. Тоталитарная демократия в новом мировом порядке».
По его словам, Вашингтон, начиная с американского военного вторжения в Афганистан и Ирак в 2001-2003 гг., спокойно занимался подготовкой волны дестабилизаций режимов в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В его списке – Тунис, Египет, Иордания, Кувейт, Ливия, Сирия, Йемен и Судан, а также, что интересно, Израиль. По «случайному» совпадению почти во всех этих странах сегодня происходят народные восстания под лозунгами смены автократических режимов. А за фасадом возгласов о демократических реформах на территории «Большого Ближнего Востока» реализуется план по расширению американского военного контроля и взлому государственных экономик всего ряда мусульманских государств от Марокко до границ Китая и России.
Уильям Энгдаль пишет: Вашингтон дирижирует египетской, а также другими сменами режимов в регионе – Сирии, Йемена, Иордании и так далее, в процессе, который именуется порой как «созидательное разрушение».
Широко игнорируется в череде событий в Египте тот факт, что независимо от эксцессов внутри страны Мубарак представляется основным препятствием для политики США в регионе, подчеркивает Уильям Энгдаль. Отношения между Обамой и Мубараком были ледяными с самого начала. Мубарак был решительно настроен против политики Обамы в отношении Ирана и его деятельности по борьбе с иранской ядерной программой, против политики Обамы в Персидском заливе, в Сирии и Ливане, а также в отношении палестинцев. Он был неприятной занозой для вашингтонского проекта «Большого Ближнего Востока».
Действуем по ситуации или... формируем её?
Самое интересное в том, что даже если вспыхнувшие народные протесты не были прямо спровоцированы внешними силами, а имеют вполне определенные внутренние мотивы, само изменение ситуации в Тунисе, Египте и других упоминавшихся странах открывает для многих сил новые возможности по вмешательству и манипулированию.
Сейчас эти силы, включающиеся с ходу в процесс, лишь реагируют на проблемы, свалившиеся им под ноги. Вот Пентагон в день народной демонстрации в Каире с требованием к Мубараку уйти в отставку принимает ключевых членов египетского военного командования во главе с начальником Генерального штаба Сами Хафезом Энаном.
Вот в середине января в Каир послан бывший посол США в Египте Фрэнк Виснер, являющийся личным другом президента Хосни Мубарака. Его прибытию в Египет предшествовал телефонный звонок председателя Объединённого комитета начальников штабов адмирала Майка Маллена египетскому коллеге - генералу Сами Энану. Маллен похвалил Энана за «сдержанность», и этот сигнал был понят в Каире. За ним последовало официальное сообщение, что армия считает демонстрации протеста правомерными.
Обратила на себя внимание одна странность. И в Египте, и в Тунисе демонстранты оказались… англо-говорящими. Митинги против Бен Али и Мубарака проходили под плакатами и лозунгами, написанными частично на английском языке! Притом, что в Египте реальных англофонов на массовую демонстрацию и не наберётся, а Тунис – и вовсе страна франкофонная…
Еще большим «чудом» стала речь госсекретаря США Х.Клинтон, которая в точном соответствии с планом «Большого Ближнего Востока» призвала правительства стран Ближнего Востока и Северной Африки в ответ на растущую нестабильность «к скорейшим демократическим реформам».
«Этот регион переживает уникальное стечение обстоятельств, где умное молодое поколение не может найти работу, реализовать себя, что стало решающим импульсом для волнений в Тунисе и Каире. Это поколение по праву требует открытости и демократии. Это – умное поколение», - подчеркнула Х.Клинтон, заявив, что «перемены в регионе являются стратегической необходимостью», и их «необходимо инициировать».
За этой витиеватой речью госпожи госсекретаря как-то не был расслышан голос депутата Европарламента от Великобритании Чарльза Таннока. А его послушать – так все сразу становится понятно!
«Ни самоопределение, ни нерушимость национальных границ не могут в каждом случае рассматриваться в качестве чего-то незыблемого», когда на кону стратегическая позиция вблизи крупных мировых нефтетранспортных маршрутов, - заявил он в своей статье. А где все арабские страны находятся? Именно «вблизи крупных мировых нефтетранспортных маршрутов».
А если кто-то увидел в словах «ни самоопределение, ни нерушимость национальных границ не могут в каждом случае рассматриваться в качестве чего-то незыблемого», странную, мягко говоря, интерпретацию норм международного права, прошу сообщать в ООН или сразу в Международный суд в Гааге. В этой фразе содержится презрение к закону и уверенность в праве сильного.
Что не позволено госсекретарю, то позволено депутату. Голос народа, понимаешь…
Какой-то остряк назвал вашингтонскую стратегию в регионе Ближнего Востока «стратегией творческого разрушения». Она явно вызывает бессонные ночи не только в исламском мире – арабские элиты сейчас дезориентированы и деморализованы, что делает их весьма податливыми. Она вызывает беспокойство также в Пекине, в Москве, в Дели, на Среднем Востоке, в Средней Азии и даже в Израиле.
В последние месяцы баланс сил на Ближнем Востоке полностью изменился, прежде всего, изменились возможности, позиции и количество игроков, написал французский политолог, основатель мировой информационной сети Voltaire Network Тьерри Мейссан.
Что будет дальше?
Пока будет хаос. Кое-где и ливийская ситуация может повториться.
Так что всё это долго ещё придется наблюдать.
А потом доживем до того времени, а оно скоро не наступит, когда в «странах свергнутых лидеров» кто-то в конце концов придет (или кого-то приведут) к власти и крепко возьмет её в руки. Это, помимо всего прочего, станет подсказкой к ответу на вопрос, сформулированный в начале статьи: «кому ЭТО выгодно?»
|