Протесты российской православной общественности против панк-акции в
храме Христа Спасителя и обвинения хулиганок из группы Pussy Riot в
богохульстве вполне похожи на аналогичные протесты, которые проводят
традиционалисты-христиане, в основном католики, в странах Евросоюза. В
отличие от американцев, воспевающих свободу слова, европейцы акцентируют
внимание на защите традиции, а исторические Церкви апеллируют к
государству, требуя наказания для богохульников. Однако решение суда
зависит от каждого конкретного случая, от тяжести нанесенного
оскорбления и в каком контексте оно было высказано, нарисовано, снято в
кино или пропето в песне.
В 2009 году в рекомендациях Комиссии за демократию через право
(Венецианская комиссия) для Парламентской ассамблеи Совета Европы было
указано, что «демократические общества не должны становиться заложниками
чрезмерной чувствительности отдельных лиц: должна существовать
возможность критиковать религиозные идеи, даже если такая критика может
восприниматься некоторыми как оскорбление их религиозных чувств». При
этом комиссия призвала не квалифицировать богохульство в качестве
уголовного преступления и не наказывать за оскорбление религиозных
чувств верующих, а наказывать оскорбление на основании принадлежности к
определенной религиозной группе.
В соответствии с этим подходом в 2011 году голландский суд оправдал
ультраправого политика Герта Вилдерса, который обвинялся в оскорблении
религиозных чувств мусульман за фильм «Фитна». Суд отметил, что
антиисламские заявления депутата парламента Вилдерса должны
рассматриваться как «приемлемые в более широком контексте полемики в
вопросах иммиграционной политики и не могут быть непосредственно связаны
с возрастающей дискриминацией голландских мусульман». Вместе с тем
премьер-министру Нидерландов пришлось извиняться за Вилдерса.
В 2006 году Европу потряс скандал с публикацией газетами карикатур на
Пророка Мухаммеда, вслед за датскими газетами их напечатали во Франции и
Германии (именно тогда в России впервые заговорили о необходимости
ввести уголовное наказание за оскорбление религиозных чувств). Газета
France Soir заявила, что тем самым желала продемонстрировать, что в
светском демократическом обществе нет места «религиозным догмам».
Заголовок во французской газете гласил: «У нас есть право изображать
богов в карикатурном виде». Чуть ниже помещен рисунок: Будда, Христос,
Бог Отец, Магомет и индуистские боги вместе сидят на облаке. До суда
дело не дошло, владелец уволил главного редактора газеты.
В случае столкновения поп-культуры и веры Церковь стремится
продемонстрировать свой авторитет и именно таким образом повлиять на
сограждан. Это ярко проявилось в реакции на концертную программу певицы
Мадонны в 2006 году, в рамках которой она представала перед публикой
распятой на кресте и с терновым венцом на голове. Ватикан обвинил певицу
в богохульстве и кощунстве, некоторые кардиналы требовали отлучить ее
от Церкви, в Польше прошли акции протеста против концерта певицы.
Католики были возмущены поведением поп-певицы не меньше православных
верующих, которые также устраивали демонстрации по этому поводу. Можно
сказать, что образы в шоу Мадонны не сильно отличались от образов на
выставке «Осторожно, религия!» в Центре Сахарова, организаторы которой
были приговорены к штрафу, но против певицы процесс инициирован не был.
Протесты против «богохульных» режиссеров и пьес проходили не только в
России (в Сыктывкарской епархии РПЦ против рок-оперы «Иисус Христос –
суперзвезда» и постановки по мотивам сказок Пушкина «Поп и работник его
Балда»). В ноябре 2011 года более тысячи католиков-традиционалистов
провели акцию протеста в Париже. «Возмутительными» были признаны пьеса
итальянского автора Ромео Кастелуччи «О концепции лица Сына Божия» и
«Пикник на Голгофе» аргентинца Родриго Гарсии.
Единственной страной Европы, где богохульство должно строго караться,
согласно тексту Конституции, является Ирландия. В 2010 году вступил в
силу ирландский закон – он установил максимальное наказание в 25 тыс.
евро штрафа за преднамеренное богохульство в отношении святынь, которое
оскорбило значительное число последователей той или иной религии.
Правда, в Уголовном кодексе Украины в ст. 161 также упоминается
оскорбление религиозных чувств с наказанием до пяти лет лишения свободы,
но по содержанию эта статья больше похожа на ст. 282 УК РФ, где
говорится в том числе о разжигании межрелигиозной розни и вражды.
Европейский суд по правам человека, который считается скорее
защитником ценностей плюрализма и либерализма, в делах, которые касаются
оскорбления религиозных чувств, во многих случаях встает, как ни
странно, на сторону религиозных объединений. Одним из прецедентных
является постановление ЕСПЧ по делу «Институт Отто-Премингер против
Австрии» 1994 года. После обращения Инсбрукской епархии
Римско-Католической Церкви прокурор возбудил уголовное дело против
института по обвинению в покушении на совершение уголовно наказуемого
деяния – «оскорбление религиозных верований» (ст. 188 Уголовного кодекса
Австрии) за демонстрацию фильма Вернера Шретера «Любовный Собор». В
постановлении Страсбургского суда отмечается, что суд не может
игнорировать тот факт, что католическая вера является религией
подавляющего большинства тирольцев. «Наложив арест на фильм, австрийские
власти действовали в интересах обеспечения религиозного мира в этом
регионе и для того, чтобы у отдельных людей не сложилось ощущение, что
их религиозные представления стали объектом необоснованных и
оскорбительных нападок». То есть в данном случае суд защищает терпимость
как черту демократического общества, указывая, что санкции должны быть
«соразмерны с преследуемой правомерной целью».
В США своего рода традицией и основным принципом является свобода
слова и сосуществования граждан с разными взглядами в штатах с
различными законами. Проблемы богохульных акций или высказываний
решаются скорее на общественном уровне, в общине, в городе, в церкви. В
Техасе или Алабаме вряд ли кто-то осмелится провести кощунственную акцию
против баптистов или методистов, а в Юте против мормонов. Однако пастор
первой баптистской церкви в Далласе в октябре 2011 года позволил себе
назвать политика Митта Ромни «сектантом», а веру мормонов «культом», что
равнозначно нашему оскорбительному определению «деструктивная секта».
Но тут же оппоненты Ромни по президентской гонке заявили, что они не
считают Ромни «сектантом» и это было личное мнение пастора.
К пародиям на религиозную тематику в США терпимость намного выше, чем
у европейцев и россиян. В американских мультсериалах «Южный парк» и
«Симпсоны» отмечен целый ряд социальных сатирических пародий, на грани
кощунства, в отношении христианства, Христа, пасторов, образа членов
Церкви «святош», мормонов, сайентологов. Более того, на Бродвее идут
довольно фривольные мюзиклы «Действуй, сестра» и «Книга Мормона», но
верующие не спешат посадить их авторов в тюрьму.
Острые дискуссии, к примеру, после сожжения Корана пастором Терри
Джонсом велись о необходимости пересмотра Первой поправки к Конституции
США, гарантирующей свободу слова и самовыражения. Президент Обама и
руководство НАТО осудили пастора, из-за которого начались протесты
мусульман в Афганистане. Американская общественность также взялась за
пастора-фундаменталиста: когда в апреле 2011 года Джонс решил сжечь
Коран перед мечетью в Мичигане, его просто прогнали оттуда другие
верующие – его оппоненты. То есть само общество довольно быстро погасило
этот конфликт.
И в Америке, и в Европе осознают, что наказание за оскорбление чувств
может быть обоюдоострым инструментом – в 2006 году в этом обвинили Папу
Римского Бенедикта XVI, который, выступая в Гетебургском университете,
неосторожно высказался о Коране, а пасторов и священников часто обвиняют
в оскорблении чувств представителей сексуальных меньшинств. Кроме того,
позиция Церкви как гонителя «творческих» людей, какими бы сумасбродными
те ни были, не приносит ей общественных симпатий.