В битве за симпатии республиканцев в США сейчас сошлись три основных
кандидата – Митт Ромни, Рик Санторум и Ньют Гингрич. Первый, несмотря на
мощную финансовую поддержку и популярность в целом по стране,
неожиданно «споткнулся» в конце января в Южной Каролине: доминирующие
здесь белые евангельские христиане категорически отказались голосовать
за мормона, так как для них последователи этой религии – не христиане. В целом в Штатах такого мнения о мормонах придерживаются 33% жителей, но среди белых евангеликов их 53%.
Парадоксален другой момент – кандидатами, поддержанными в итоге этими
консервативными протестантами, оказались два католика. Рик Санторум –
сын итальянского иммигранта и ирландки, за свою ревность в вере даже
прозванный «католическим миссионером», в 2002 году посещавший Рим на
празднование католического общества Opus Dei. Ньют Гингрич – в прошлом
южный баптист, перешедший в 2009 году в католичество под влиянием своей
третьей жены. Еще 100 лет назад в США сложно было представить, чтобы
католик-итальянец баллотировался в президенты – тогдашнее
англосаксонско-протестантское общество Штатов не считало иммигрантов из
Италии и Ирландии за «настоящих американцев», их не раз показательно
линчевали (например, в марте 1891 года в Новом Орлеане линчевали сразу
14 итальянцев). Но, как видим, к настоящему времени многое изменилось, и
итальянец-католик оказался для англо-протестантов подходящим
кандидатом, чтобы его поддержать в противовес мормону.
Максимальный накал религиозного противостояния в США пришелся на
середину XIX века. Тогда обстановка в американских городах напоминала
Египет наших дней, где средь бела дня на улицах крупных городов
происходят побоища на религиозной почве, а наэлектризованные проповедями
толпы погромщиков сжигают храмы и монастыри.
Католическая иммиграция и «оскал папизма»
В первой четверти XIX века США, незадолго до этого добившиеся
независимости от Великобритании, представляли собой вполне монолитное в
национальном и религиозном отношении англо-протестантское общество.
Однако в 1830-е годы ситуация меняется. С одной стороны, внутри США
появляется и начинает быстро увеличиваться численно религиозная
организация мормонов. Созданная в 1830 году, в 1844 году она насчитывала
уже 20 тыс., а в 1877 году – 150 тыс. последователей. С другой стороны,
растет иммиграция из Европы, состоящая в основном из католиков. До 1820
года каждое десятилетие в Штаты перебиралось всего по 60 тыс. человек, в
1821–1830 годах иммиграция возросла до 143 тыс., но пик ее был впереди.
В 1831–1840 годах в США (где проживали 17 млн. человек) перебралось 599
тыс. иммигрантов, более 80% из которых составляли католики (207 тыс.
ирландцев, 152 тыс. немцев из Южной Германии и 46 тыс. французов). В
1841–1850 годах в США приехали уже 1,71 млн. иммигрантов, более 80% из
которых также составляли католики (781 тыс. ирландцев, 435 тыс. южных
немцев и 77 тыс. французов). В американских городах образовались целые
кварталы, населенные католиками (например, немецкий квартал «За Рейном» в
городе Цинциннати в Огайо), началось активное строительство
католических соборов и монастырей, создание приходов и епархий
Римско-Католической Церкви. В 1850 году Католическая Церковь стала
крупнейшей по числу прихожан религиозной организацией в США.
Среди американцев, предки которых бежали в Новый Свет от религиозных
гонений в Европе со стороны католиков в XVI–XVII веках, эта тенденция
воспринималась крайне отрицательно. Была популярна точка зрения на
происходящее как на тихо идущий захват страны римскими Понтификами,
покушающимися на самое святое для американца – его свободу, как в
мирском, так и религиозном плане. Позже известный карикатурист Томас
Наст (1840–1902) изобразил католиков на своих рисунках в популярных
изданиях как чудовищных монстров-крокодилов, подбирающихся к
вашингтонскому Капитолию. Раздвоенная митра, которую носят католические
иерархи, под пером карикатуриста превратилась в оскаленную зубастую
пасть. На некоторых карикатурах рядом с Католической Церковью в образе
крокодила к Капитолию подбирались и мормоны в образе чудовищной черепахи
(очевидно, намек на восточные регионы США, где жили мормоны и где
водятся черепахи). Впрочем, антикатолическая тема волновала американских
ультрапатриотов тогда куда сильнее мормонской – все-таки католиков было
во много раз больше. Стоит добавить, что католики США этих карикатур
XIX века не забыли. В декабре 2011 года ряд ирландских организаций штата
Нью-Джерси выступил против номинации (уже 100 с лишним лет как
умершего) Томаса Наста в Зал Славы штата.
Патриоты берутся за оружие
Первая волна насилия против ирландских иммигрантов прокатилась в США –
преимущественно в крупных портовых городах на восточном побережье, куда
в основном прибывали беженцы из Европы, – уже в начале 1830-х годов.
Первой ласточкой стало сожжение 11 августа 1834 года монастыря урсулинок
в Чарльстоне близ Бостона в штате Массачусетс. Четырехэтажное здание
монастыря было построено в 1826 году на участке в 26 акров земли,
приобретенной на горе Бенедикт, с которой открывался вид на бостонскую
гавань. Непосредственным поводом к погрому монастыря стали появившиеся в
конце июля 1834 года слухи о том, что там насильно удерживается одна из
горожанок – сестра Мэри Джон (до пострига – Элизабет Харрисон). 28 июля
она в большом волнении посетила дом одного из бостонцев, который на
следующий день узнал (и сообщил об этом прочим гражданам), что монахиню
вернули в монастырь в сопровождении настоятельницы и местного
католического епископа. В воскресенье, 10 августа, в Бостоне появились
плакаты, призывавшие разобраться с тем, что происходит в монастыре.
Ходили слухи, что удерживаемых в монастыре девушек замуровали в
подземелье. Горячие антикатолические проповеди перед паствой по очереди в
трех городских церквах произнес пресвитерианский пастор Лиман Бичер
(отец автора «Хижины дяди Тома» Генриетты Бичер-Стоу). Вечером 11
августа толпа в несколько тысяч человек, многие в которой раскрасили
свои лица по-индейски (как во время знаменитого «бостонского чаепития»),
выбила двери в монастыре, обыскала его и в завершение всего подожгла
изнутри. По счастью, насельницы монастыря не пострадали.
Куда более кровавыми оказались столкновения в Филадельфии в мае 1844
года, получившие у современников название «Библейского бунта».
Филадельфия – один из крупнейших городов США с большой ирландской
диаспорой – стал в 1830–1840-е годы одним из центров американского
католицизма. В период с 1830 по 1850 год число католиков в Филадельфии
увеличилось с 35 до 170 тыс., число католических храмов – с 22 до 92,
началось строительство кафедрального католического собора. 10 ноября
1842 года новый католический епископ города Фрэнсис Кенрик обратился к
властям с просьбой о том, чтобы дети католиков не использовали в школах
протестантскую Библию. Это вызвало бурю возмущения у местных жителей.
Стоит добавить, что в том же 1842 году католические священники устроили
публичное сожжение протестантских Библий в Шамплейне (штат Нью-Йорк),
так что антипатия к папистам росла на Восточном побережье США как на
дрожжах.
Так американский карикатурист XIX
века изобразил католиков и мормонов, штурмующих Капитолий. Nast Thomas.
Religious liberty is guaranteed: but can we allow foreign reptiles to
crawl all over us?
Library of Congress, Washington, D.C.
В Филадельфии весной 1844 года активисты из числа местных
протестантов выдвинули лозунги «Протестантская Библия должна быть в
основе образования во всех школах» и «Католическая религия опасна для
страны». 6 мая 1844 года они организовали митинг в заселенных ирландцами
районах Кенгсингтон и Саутварк в Филадельфии, переросший в
продолжавшиеся три дня полномасштабные бои с применением холодного и
огнестрельного оружия. В ход против ирландцев пошли даже две пушки,
снятые со стоявших в гавани Филадельфии кораблей. 8 мая при поддержке
огня из орудий и таранов были разбиты стены католического монастыря и
храмов Святого Михаила и Святого Августина, которые затем были
осквернены и сожжены. Беспорядки на улицах Филадельфии с большим трудом
были подавлены частями регулярной армии, вынужденными вступить в бой с
толпами погромщиков.
Огнем и бомбой
Наибольший накал антикатолических страстей пришелся на середину
1850-х годов. К тому времени антииммигрантские и антикатолические
движения США объединились в 1854 году в «Американский орден»,
насчитывавший около миллиона членов, а в 1855 году – в «Американскую
партию», также известную как «Нативистская» (от латинского native –
«туземец», «местный»). Партия принимала активное и небезуспешное участие
в политической деятельности. Так, в Конгресс США 34-го созыва,
собравшийся в 1855 году, прошел 51 нативист (21,8% состава депутатов
нижней палаты законодательного органа США). Депутаты от антикатолической
партии заняли практически все места в Конгрессе от штатов Восточного
побережья США – Делавера, Род-Айленда, Нью-Гемпшира, Коннектикута,
Массачусетса и Мэриленда. В трех из этих штатов в том же 1855 году
нативисты провели своих кандидатов и в губернаторы. Сильные позиции
нативисты имели и в штатах Юга – они получили половину мест в Конгрессе
от штатов Джорджия, Кентукки, Северная Каролина, Теннесси, Алабама,
Техас.
Во время посещения в 1853 году Соединенных Штатов папским нунцием из
Бразилии Гаэтано Бедини в Бостоне, Балтиморе, Вилинге (штат Западная
Вирджиния), Сент-Луисе и Цинциннати прошли многочисленные демонстрации
протеста нативистов. Апогея они достигли 8 декабря 1853 года в
Цинциннати, когда вооруженная толпа в 600 человек с зажженными факелами
двинулась к собору, где нунций совершал богослужение. Погромщики
намеревались повесить посланника Папы. Нунций уцелел благодаря полиции,
разогнавшей нативистов выстрелами в воздух.
Утром 4 июля 1854 года на воздух взлетели католические храмы в
Дорчестере (штат Массачусетс) и Сиднее (штате Огайо). Нативисты заложили
под пол храмов бочонки с порохом и взорвали их в День независимости
США. В тот же день была разгромлена католическая церковь Святой Анны в
Манчестере (штат Нью-Гемпшир). Священника и паству избили и выгнали из
храма, выбили в нем окна и уничтожили всю мебель.
8 июля 1854 года в городе Бат (штат Мэн) толпа числом более тысячи
человек, организованная на торговой улице города уличным протестантским
проповедником Джеймсом Орром, ворвалась в городской католический храм,
разгромила и сожгла его дотла. Спустя год с лишним, 18 ноября 1855 года,
местный католический епископ попытался заложить на том же месте новый
католический храм, но был избит жителями и отбыл, не достигнув своей
цели.
5 сентября 1854 года в Ньюарке (штат Нью-Джерси) нативисты, участники
Американской протестантской ассоциации и местного отделения
протестантского Ордена оранжистов после демонстрации у католического
храма Святой Марии ворвались в него, разбив окна и храмовые скульптуры,
при этом был застрелен один из прихожан, ирландец-католик.
14 октября 1854 года в Элисворте (штат Мэн) переведенный туда на
служение год назад католический священник Иоанн Бапст был схвачен
толпой, избит, извалян в смоле и перьях и в таком виде выпущен на улицу.
Американские католические издания называют еще немало сожженных или
разоренных в том году храмов: Святой Марии в Норволке (штат
Коннектикут), Святых Петра и Павла в Бруклине и Святой Марии в
Саугертисе (штат Нью-Йорк). В Лоуренсе (штат Массачусетс) во время марша
нативистов по ирландскому кварталу камнями были выбиты окна в
католическом монастыре и церкви Святого Патрика, где забаррикадировались
иммигранты.
В начале 1855 года закончилось длительное противостояние в Нью-Йорке,
где боролись вооруженные нативисты, связанные с бандой «Парни Бовери», и
ирландские «Дохлые кролики» (этот сюжет показан в известном фильме
Мартина Скорцезе «Банды Нью-Йорка»). Нативистов возглавлял Уильям Пулл
по кличке Билл Мясник, ирландцев – итальянский иммигрант Джим Моррисси.
25 февраля 1855 года Пулл был ранен на улице из пистолета и скончался
спустя две недели со словами: «Я умираю как истинный американец»,
оставшись в памяти ньюйоркцев как своего рода местный Голиаф.
Сожжение католического храма во время «Библейского бунта» в Филадельфии (май 1844 года).
Гравюра из книги J.B.Perry: A full and complete account of the late awful riots in Philadelphia. Philadelphia, 1848
23 марта 1855 года в Провиденсе (Род-Айленд) около 2 тыс. местных
протестантов собрались у женского католического монастыря, намереваясь
его разгромить, но наткнулись на укрепившихся в его стенах несколько
сотен вооруженных ирландцев во главе с местным епископом О’Рейли.
Кровавой бойни удалось избежать лишь благодаря вмешательству мэра.
Кульминацией нативистской кампании стал «кровавый понедельник» 5
августа 1855 года в Луисвилле (штат Кентукки). В этом крупнейшем городе
штата по состоянию на 1850 год проживали 43 194 человека, из них 13 782
(почти треть всех жителей) родившихся вне США, в основном это были немцы
и ирландцы, жившие в своих кварталах. Нативисты поддержали на
проходивших в городе выборах одного из кандидатов в мэры и вели активную
агитацию на улицах. В какой-то момент ультрапатриоты оказались
обстреляны в районах проживания немцев и ирландцев, после чего в
иммигрантские кварталы ворвались отряды нативистов и началась настоящая
бойня. Как писал позже в письме к своему коллеге из Филадельфии
луисвиллский архиепископ Джон Сполдинг: «Террор в городе превзошел даже
беспорядки в Филадельфии. Около ста ирландцев были убиты или сожжены,
сгорело около двадцати домов». Католический собор Луисвилла, захваченный
нативистами (они искали там оружие) уцелел лишь благодаря красноречию
католического епископа. Стоит добавить, что в итоге кандидат от
нативистов победил на выборах, после чего около 10 тыс. жителей
Луисвилла (судя по всему, почти все иммигрантское население) бежали из
него в соседние города.
Однако во второй половине 1850-х годов Нативистская партия утеряла
свои позиции. Жители США оказались вовлечены в противостояние за и
против отмены рабства, антикатолическая борьба оказалась уже менее
актуальна. В какой-то степени возродил традиции нативизма Ку-Клукс-Клан –
не столько первый, действовавший на Юге в 1865–1871 годы и состоявший
из бывших солдат и офицеров армии Конфедерации, сколько второй,
лютовавший в 1910–1920-е годы по всей стране (включая Север) и видевший
врагов не только в неграх, но и в иммигрантах и католиках. Впрочем, к
сегодняшнему дню ситуация в США уже изменилась. Президент-католик в
Америке был – Джон Кеннеди. В наши дни, как показала поддержка Ньюта
Гингрича и Рика Санторума на праймериз в Южной Каролине, католики
кажутся протестантам вполне «своими». Изменится ли когда-нибудь мнение о
мормонах?