Вслед за Ираном ворох санкций настиг и Сирию, которая последний год находится под прицелом Соединенных Штатов Америки и их союзников в борьбе за экономическое будущее. И если с Западом все понятно, то Лига арабских государств совершила беспрецедентный шаг: согласилась на запрет импорта черного золота из непокорной страны и зарубежных инвестиций.
Мировое сообщество отчаянно пытается выкарабкаться из российско-китайской ловушки, но пока все попытки вмешаться во внутренние дела Сирии натыкаются на вето Москвы и Пекина. А значит, руки Соединенных Штатов будут связаны ровно до тех пор, пока мы не перестанем стоять на своем. Зато экономическая блокада Дамаска - это личное дело каждого, кому не по душе "кровавый режим" Башара Асада. Чем, собственно, и не преминули воспользоваться Брюссель и Вашингтон.
Впрочем, блокировкой сирийских активов и запретами на зарубежные инвестиции в страну западные государства балуются уже достаточно давно, а вот подвергнуть остракизму тамошнюю нефть - это уже что-то новенькое. Так как на очереди у Штатов полная и безоговорочная демократизация Ирана, то размяться необходимо на тех, кто попроще. Однако пока все эти санкции приносят убытки только тем, кто их вводит. Цены на нефть неистово растут, и пока Великобритания совместно с США подсчитывают барыши от продажи марок Brent и WTI, их европейские коллеги копят деньги на дрова.
А что же Россия и Китай? Неприятно признавать, но в случае с Ливией обоих развели, словно годовалых малышей, поэтому теперь для сохранения рынка вооружений и многомиллиардных контрактов им следует стоять до конца. Пока Москва лишь смеется над домыслами, будто российские войска на всех парусах спешат в Сирию, чтобы помочь правительству подавить мятежников. Но что, если восставшие из руин русские больше не захотят, чтобы их щелкали по носу? И возможно ли вообще нечто подобное?
Сейчас все, на что рассчитывает Запад, - с помощью санкций ускорить инфляцию сирийской и иранской валют, чтобы посильнее закрутить гайки. Он уверен, что экономикам этих стран будет не по силам выжить в таком аду. Более того, иранцы, находящиеся за пределами родины, также попали под санкционный топор: крупнейшая международная межбанковская платежная система SWIFT в прошлую субботу прекратила оказывать услуги связи иранским банкам, попавшим под санкции Евросоюза. Это значит, что трудовые мигранты больше не смогут отправлять своим домочадцам добытые на чужбине деньги. Но это половина беды, ведь отключение может сказаться и на топливно-энергетическом комплексе страны (особенно на фоне отказа от импорта тамошней нефти), а также привести к финансовой изоляции Ирана.
Но причем тут сирийская нефть, спросите вы, если все взоры "демократов" обращены на Тегеран? Ответ на этот вопрос был дан американцами еще в прошлом году, когда они запустили цепь разноцветных революций в Северной Африке, где находится очень интересная артерия - Суэцкий канал, который был национализирован после Второй мировой войны и выведен из сферы влияния Британии. А почти сразу же после свержения Хосни Мубарака, новоизбранные египетские власти заявили, что повышают тарифы на транзит грузов сразу на три процента. И так "внезапно" сложилось, что Египет соседствует с растерзанной и уже поделенной Ливией, где нефтяные контракты заполучили итальянские, английские, нидерландские и американские компании.
Таким образом, западные планы становятся более прозрачными, не так ли? Нападение на Иран и раздел ее нефтяных месторождений невозможен без подстраховки в виде черного золота Сирии, которое можно беспрепятственно вывозить через Суэцкий канал, а также транспортировать по нефтемагистралям из Персидского залива, успешно минуя Ормузский пролив.
Однако страны, которые не могут или не желают отказываться от ближневосточной нефти из-за непомерных аппетитов Запада, теперь уже готовы расплачиваться за нее золотом, отказавшись от расчета в долларах. Таким образом, цены на нефть в американской валюте, усиленно растущие на фоне накала страстей в регионе, не станут большим препятствием, например, для Индии или Китая. Сегодня эти страны являются кладезем американских денег, которых так не хватает Вашингтону, но вернуть их - задача посложнее, чем обыкновенная военная интервенция. В итоге получается забавная картина: самый большой оборот денежной массы в мире - это долларовый, вот только выживать на них США так и не научились.