Газета "Наш Мир" br>
Исламская методика ведения бизнеса - ответ на проблемы, вызванные всеобщим финансовым кризисом, считают специалисты. Но чем же она отличается от метода ведения дел на Западе?
По этому поводу Аббас Мирахор, бывший исполнительный директор Международного валютного фонда (МВФ), сообщает, что исламская экономика неизменно в своих исходных положениях опиралась на религиозную концепцию. "Имеется понимание того, что существует высший создатель и высшая система, о которой он радеет", - говорит он.
В этом и заключается, как он считает, ключевое отличие методов ведения бизнеса по-исламски от бизнеса западного. Если говорить конкретнее, речь идет о том, что исламская экономика не базируется на позиции приобретения наибольшей прибыли.
Все самые распространенные на Западе формы финансовых спекуляций в исламской экономике не имеют места. "Мы не поддерживаем позицию, при которой бизнес зиждется на том, чтобы получать прибыль от операций с деньгами",- объясняет Бамбанг Броджонегоро из Исламского банка развития.
"В соответствии с исламской финансовой теорией деньги предназначены строго для целей обмена или хранения ценностей, но не для того, чтобы спекулировать ими в поисках еще большей прибыли", - говорит он.
Но как же тогда исламские банки и их клиенты, которые делают вклады в этих банках, получают прибыль?
Исламские банки делают деньги на подлинных активах: имуществе или ресурсах. И речь идет о покупателях и продавцах, а не о кредиторах и заемщиках. В частности, если клиент в Лос-Анджелесе, собирается взять ссуду на приобретение автомобиля, он направляется в банк и получает денежный заем под проценты.
В Лахоре клиент идет в исламский банк и подписывает договор, по которому он приобретает автомашину непосредственно у банка, то есть банк дает в долг не денежные средства, а саму машину по завышенной цене. Клиент должен погасить ее стоимость в течение обозначенного в договоре времени. Таким образом, одним из главных принципов исламской экономики является разделение рисков.
Исламский банк выигрывает от инвестиций и теряет деньги в результате неудачных операций вместе со своими клиентами. "Главное то, что не все зависит от банка. Банк и его заемщики имеют одинаковые позиции: они разделяют друг с другом и прибыли, и риски", - говорит Броджонегро.
Как утверждают приверженцы исламской экономики, одной из главных ее характеристик, отличающих ее от западной финансовой системы, является чувство равноправия и принцип единства со всем мусульманским миром.
Это воззрение созвучно принципу большей сознательности, в соответствии с которым должны жить люди, соблюдая в делах общественные интересы и заботясь о других людях, полагает Аббас Мирахор.
Все это совершенно отличается от того, как ведут дела на Западе, где все, по мнению Мирахора, основывается на "удовлетворении личных интересов". Существует мнение, что исламская экономическая система представляет собой альтернативный вариант развития.
Иные полагают, что она является приложением к правилам ведения бизнеса, которых придерживаются в западном мире. Экмеледдин Ихсаноглу, генеральный секретарь Организации Исламской Конференции в связи с этим заявляет: "Я не считаю, что исламские банки - это альтернатива. Я думаю, это лишь метод работы, дополняющий те, что уже имеются".
"Должны существовать возможности для поиска разных путей решения одной и той же проблемы", - считает он.
Исламская технология ведения бизнеса применяется не только в мусульманских странах. К примеру, Лондон с давних пор является центром исламской финансовой деятельности. Исламские банки также очень популярны среди немусульманского населения Малайзии.
"Этой альтернативой может воспользоваться любой человек вне зависимости от его религиозной принадлежности", - поясняет Броджонегоро.
Некоторые солидные мировые банки образовали дочерние филиалы, функционирующие по принципу исламских. И эти проекты оказались очень удачными.
Те, кто стоит во главе исламской экономики, также стремятся расширить свой рынок и не ограничивать его лишь мусульманскими странами. По их мнению, в настоящее время более чем когда-либо сформировались предпосылки для того, чтобы достижениями исламской экономики могли пользоваться не только мусульмане, но и люди, разделяющие убеждения, которые лежат в ее основании.
Но есть некоторые сомнения, что ряд положений может нарушаться в случае, если исламские банки будут распространены повсеместно.
|