Мне очень нравились чипсы и периодически я их раньше покупала, когда было настроение скушать «бяку», пока неожиданно не обнаружила, что очень хочу чипсов, что называется «ни с того, ни с сего», вот хочу и все тут. Пришлось сходить в магазин и купить их и схрумкать с недовольной физиономией.
Замешательство вызвал тот момент, что чипсов захотелось на уровне «физиологическом», а именно, когда при мысли о том, чтобы их купить, идет радостное эмоциональное предвкушение. Я знаю, что мне чипсы очень нравятся, но не до степени же радостной трясучки. А здесь бац, и такой казус...
В чипсах есть усилитель вкуса, и по одной из версий, это «ингредиент» может вызывать привыкание. И как было проверено на собственной практике – он действительно вызывает привыкание и при отсутствии их в «рационе» вполне «конкретную ломку». Мне казалось, что я их настолько редко покупаю, что этого произойти просто не могло за счет длительного временного перерыва, но нет тихое привыкание все-таки случилось. Перечислив самой себе все последствия поглощения чипсов в больших количествах, эту «чипсовую зависимость» удалось погасить с третьего захода.
После этого случая вспомнились любители фаст-фуда из Макдональса и других сетей, которые радостно рассказывают как это вкусно. Там в порциях усилителя вкуса находится в разы больше, чем в маленькой пачке чипсов. Мне стало жутковато при мысли, если от употребления чипсов возникает достаточная ломка, которая заставляет выйти за ними в магазин, то, что происходит с человеком, когда он «подсажен» на более сильное «вкусовое предпочтение»... А если человек еще и верит, что это действительно вкусно, то отказаться от этого у него практически нет шансов. Иными словами «вечный потребитель» готов.
Здесь принципиальным моментом, стало даже не то, что вредны или полезны чипсы, а момент, что выбор, когда их покупать или не покупать, был переведен с уровня настроения и эмоций – хочется – покупай, не хочется – не покупай, на уровень какой-то физиологической необходимости. И вот этот момент «вписания» продукта как «физиологической необходимости» и послужил отказом от их дальнейшего использования, как «пищевой бяки» для развлечения.
Проанализировав другие ситуации – получился забавный момент, что «усилитель вкуса» закладывают и в другие продукты – кредиты, бренды, вещи – давая вкус будущего, настоящего, рисуя миф, о том, как это «ароматно и восхитительно». У каждого массово потребляемого продукта свой «усилитель вкуса» и как любая примесь она со временем выветривается, оставляя в руках владельца «резиновую булочку а-ля Макдональс». А хочется же снова ощутить весь аромат «дурманящего вкуса» и начинается ломка, только не на уровне логики расчетов или эмоций, а на уровне физиологическом, когда человеку физиологически хочется погрузиться в «усилитель вкуса» его жизни, взяв кредит или купив новый Айфон...
Человек покупает в кредит, пусть ноутбук. Разве он покупает ноутбук? Нет, он покупает «вкус жизни» людей, для которых ноутбук является естественным атрибутом жизни. Он мог бы накопить денег или взять более простую модель, но он хочет почувствовать себя в другой жизни – себя настоящего, как ему кажется. И вот есть ноут и есть кредит, и дальше начинается снова «вкус» его реальной жизни...
Очень сложно принять и понять, что приобретение бренда или модной штучки не изменят жизнь – только усилят реальный «вкус» жизни — без всяких примесей и добавок! Но видя Айфон, человек радостно восклицает: «Это же так вкусно!!!»...