Несколько месяцев назад, по окончании курса лекций, посвященных отношениям между Израилем и американскими евреями, который я читал в Аризонском университете, ко мне подошла женщина, активистка местной еврейской общины, и сказала мне несколько извиняющимся тоном, что, несмотря на то, что она считает себя преданной сионистской и не раз посещала Израиль, она вынуждена признать, что «израильтяне – самые грубые люди, с которыми она сталкивалась в жизни».
Я улыбнулся и ответил, что она повторяет слово в слово то, что в свое время говорили американские евреи германского происхождения о еврейских иммигрантах из Восточной Европы, которые массово прибывали в Америку в конце 19-го – начале 20-го века. Восточноевропейских евреев считали вульгарными, шумными, отсталыми, не слишком опрятными людьми. Короче, позор для американских евреев.
И еще я напомнил своей собеседнице о том, что сегодня подавляющее большинство американских евреев (включая ее саму) являются прямыми потомками тех самых еврейских иммигрантов из России и Польши.
В последние годы в США был опубликован ряд исследований, указывающих на усиливающуюся тенденцию отчуждения между государством Израиль и евреями США, в основном среди молодежи. Чаще всего это объясняют разницей поколений. Для более пожилых евреев, как тех, кто жил в период Катастрофы и создания государства Израиль, так и тех, кого называют поколением «бэби-бума» (родившихся в период между концом сороковых годов и серединой шестидесятых), живших в период Шестидневной войны и Войны Судного дня, поддержка еврейского государства, геройски отстаивавшего свою независимость, стала важнейшей составляющей их еврейской идентичности.
Однако американские евреи, родившиеся в 70-е годы и позже, стали свидетелями иных исторических событий, в которых Израиль выглядел не столь героически, а, напротив, в весьма негативном свете - Первая Ливанская война и две палестинские интифады.
Глобальная компания, направленная на делегитимацию государства Израиль, особенно в последнее десятилетие, отдалила молодых американских евреев от Израиля. В 2010 году еврейский публицист Питер Бейнарт опубликвал статью, которая вызвала многочисленные реакции. В ней он утверждает, что если в прошлом либерально настроенные евреи позволяли себе быть менее либеральными во всем, что касается Израиля, то молодые евреи США отказываются от поддержки Израиля, если это противоречит их либеральным установкам.
Согласно этому утверждению, отказ еврейской молодежи в Америке от поддержки Израиля связан в первую очередь с ближневосточным конфликтом и отношением еврейского государства к палестинцам. Так утверждают сторонники Питера Бейнарта.
Однако если углубиться в историю отношений между американским еврейством и Израилем в период между 1949 и 1967 годами, когда маленький Израиль существовал в границах, являющихся идеалом для израильских левых и их сторонников в США, когда не было никаких поселений, а Иерусалим был разделен между Израилем и Иорданией, - именно в этот период Израиль занимал весьма незначительное место в сознании американских евреев, несравнимое с тем, которое он занимает сегодня.
В ходе опроса, проведенного среди учителей еврейских школ в конце 50-х годов, лишь 48 преподавателей (из тысячи опрошенных!) сообщили, что они изучали что-либо, связанное с государством Израиль. 1967 год стал поворотным пунктом в истории отношений между американскими евреями и Израилем. Шестидневная война полностью изменила идентификацию евреев США.
Есть еще один важный фактор, который Питер Бейнарт и другие исследователи забыли отметить: существует прямая связь между отдалением молодых евреев США от своей еврейской идентичности и степенью их поддержки Израиля. Таким образом, даже если Израиль отступит к границам 4 июня 1967 год, это не окажет влияния на отношение некоторой части молодых евреев Америки к государству на Ближнем Востоке.
Но и палестино-израильский конфликт не является основной причиной того, что американское еврейство и Израиль отдаляются друг от друга. Я вновь напомню о своем разговоре с женщиной в Аризонском университете (подобные мнения об израильтянах я слышал и от других американских евреев). Это, прежде всего, отражает глубокие культурные различия между израильскими и американскими евреями, включающие такие кардинальные вопросы, как место религии в их жизни, отношение к плюрализму мнений и прочее.
Израильтяне глубоко заблуждаются, что тесная связь с евреями США является чем-то само собой разумеющимся, и ее поддержание не требует никаких усилий. Тот, кто видит в американских евреях исключительно банкомат и источник автоматической поддержки, не понимает, сколь глубокие процессы духовного обновления переживает американское еврейство.
Две крупнейшие еврейские общины мира зависят друг от друга: государство Израиль до сих пор является одним из центральных элементов идентичности американских евреев. Израиль зависит от поддержки США, которые никогда не достигли бы сегодняшнего уровня без помощи евреев, живущих в этой стране.