Базирующаяся в Лондоне международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала очередной ежегодный доклад о применении смертной казни в мире. Доклад называется: "Смертная казнь в 2011 году: тревожный рост количества казней в некоторых странах".
Авторы доклада Amnesty International" бьют тревогу: за последние десять лет число смертных казней в мире увеличилось на треть. Отмечается, что в 2011 году в 20 странах были казнены, по меньшей мере, 676 человек - на 140 человек больше, чем в 2010-м. В конце прошлого года 18750 человек ожидали исполнения смертного приговора - притом, что смертная казнь применяется сейчас только в 20 из 198 стран, а в 140 государствах она запрещена или не практикуется. Больше всего смертных приговоров в прошлом году было приведено в исполнение в Китае, Ираке, Иране, Северной Корее, Саудовской Аравии, Сомали, США и Йемене. В Китае было казнено больше осужденных, чем в остальных странах вместе взятых. Известно, что в 2011 году вКНР казнены тысячи людей, однако эту статистика в Китае - государственная тайна.
США остаются единственной развитой демократической страной и единственным членом "большой восьмерки", где выносятся смертные приговоры, хотя в Америке, как отмечается в докладе, заметна тенденция к снижению частоты их приведения в исполнение: в 2002 году - 71 казнь, в 2011-м - 43. В 16 американских штатах смертная казнь запрещена. Особую озабоченность Amnesty International вызывает ситуация в странах Ближнего Востока, где применение смертной казни участилось почти в полтора раза. В Иране к смерти приговаривают за супружескую измену, гомосексуализм и вероотступничество, в Пакистане - за богохульство, в Саудовской Аравии - за колдовство. В Иране, Северной Корее, Саудовской Аравии и Сомали практикуются публичные казни. Единственная европейская страна, где в 2011 году казнили людей - Белоруссия.
В интервью РС один из авторов доклада, советник исполнительного комитета Amnesty International по проблеме смертной казни Ян Ветцель говорит о том, что больше всего тревожит правозащитников:
- Мы озабочены, прежде всего, тем, что несколько проводящих жесткую политику государств сохраняют смертную казнь в своем законодательстве. Они привели в исполнение в прошлом году больше смертных приговоров, чем годом ранее. Речь идет, прежде всего, об Иране, Ираке, Саудовской Аравии и Китае. Происходит это на фоне совсем другой тенденции -снижения числа казней в остальном мире. В 2011 году только 10 процентов стран применяли смертную казнь. Что же касается остальных государств, то там смертная казнь или отменена, как, к примеру, в Латвии и пару недель назад в Монголии, или сокращено число преступлений, караемых смертной казнью. Таким образом, шаг за шагом разные страны избавляются от смертной казни.
- Как Amnesty International относится к ситуации со смертной казнью в России, где на нее объявлен мораторий, но законодательной отмены до сих пор нет?
- Наша организация призывает Россию ратифицировать Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод и второй протокол Международного пакта о гражданских и политических правах. Сейчас, когда в России действует мораторий на смертную казнь, это зависит от решения Конституционного суда и, во вторую очередь, от правительства. Избранный президент Путин критически относится к смертной казни, и это внушает нам надежду на то, что Россия, в конце концов, отменит смертную казнь. Произойдет это, скорее всего, не завтра и не послезавтра, но в обозримом будущем.
- Может ли Amnesty International влиять на отмену смертной казни и что она предпринимает для этого?
- Эти меры могут быть приняты только в самих государствах. Для начала можно объявить мораторий на смертную казнь, как в России или американском штате Орегон в прошлом году. Кроме того, можно сократить число преступлений, караемых смертной казнью. Во многих странах уголовное законодательство противоречит международному. Преступления, караемые там смертью, зачастую слишком незначительны. Но главное, чего мы хотим и почему, собственно, публикуем такие доклады, - это вызвать международное обсуждение важнейших проблем, связанных со смертной казнью. Это касается, прежде всего, государств сохраняющих смертную казнь. Мы уверены, что такая дискуссия неизбежно приведет к пониманию того, что применение смертной казни никак не влияет на уровень преступности, что преступность вовсе не растет после ее отмены. Уверен, что нам бы удалось убедить многие страны в том, что смертная казнь не нужна, что она не выполняет никаких профилактических функций. Мы убеждены, что нет никаких рациональных причин для ее сохранения.
Наталья Голицына