Завтра, как ожидается, две госкомпании «Узбектрансгаз» и «Таджиктрансгаз» предпримут попытки договориться по вопросу о поставках «голубого топлива» из Узбекистана в Таджикистан. Если компромисс не будет достигнут, с 1 апреля таджики останутся без газа. Впрочем, подлинной причиной конфликта называют не разногласия между двумя местными газовыми монополистами, а давний спор двух стран, связанный с водными ресурсами. Если это верно, то переговоры между двумя структурами станут чистой формальностью перед неминуемым отключением газа и последующим за ним обострением отношений двух стран.
О письме, которое «Узбектрансгаз» направило своим коллегам, сообщили сразу несколько информагентств. Указанная в нем причина, по которой узбеки хотят оставить своих соседей без тепла, выглядит, мягко говоря, странной. Оказалось, что у Узбекистана не хватает газа для поставки в соседнюю страну. Агентство «Азия плюс», однако, ссылаясь на свои источники, указало подлинную причину столь жесткой санкции: давний спор двух стран об использовании водных ресурсов.
Самым больным вопросом двусторонних таджикско-узбекских отношений является вопрос использования Фархадского водохранилища. Оно расположено на территории Таджикистана, но за счет него функционирует узбекская Фархадская ГЭС, построенная еще в сороковые годы прошлого века. Как у таджикской, так и узбекской стороны есть взаимные претензии друг к другу. В Ташкенте традиционно подозревают Таджикистан в слишком большом заборе воды из реки Сырдарья, что мешает наполнению водохранилища. В Душанбе, в свою очередь, считают, что узбеки умышленно препятствуют развитию сельского хозяйства в соседней стране, искусственно увеличивая водозабор. Проблему можно было бы решить соглашением об использовании речных вод. Но попытки его заключить, предпринимаемые в прошлом году, закончились неудачей.