The Wall Street Journal публикует полемику о плодах сексуальной революции, которая произошла на Западе после изобретения противозачаточных пилюль и культурно-исторических перемен.
Журналистка Ханна Розин изучила тему, указанную в названии ее статьи - "Сексуальная свобода и успешность женщин", в современных США.
"Печально, что спустя 40 лет мы еще нуждаемся в аргументированной защите целей сексуальной революции", - пишет Розин. Люди забыли, какой дорогой ценой женщины расплачивались за внебрачные сексуальные связи: например, служанок выгоняли на улицу, если обнаруживалось, что они беременны.
Но сегодня в США сексуальная революция означает не только сексуальную свободу, но и растущее могущество женщин в обществе. "Женщины на пике сексуальности - то есть в возрасте 20-35 лет - обычно имеют более высокие доходы, чем их ровесники-мужчины. Они в среднем лучше образованы и зарабатывают больше денег", - поясняет Розин. По ее мнению, это плоды сексуальной революции - а именно, возможности заводить романы без ущерба для карьеры, то есть до поры до времени не обременяя себя замужеством и рождением детей.
Правда, сегодня девушки сетуют, что мужчины не хотят серьезных отношений. Но Розин уверена: эта проблема тоже обусловлена доминированием женщин, которые в среднем успешнее ровесников. Женщины больше не нуждаются в мужчинах для того, чтобы обрести финансовую стабильность и влияние в обществе. Мужчины, со своей стороны, стараются переспать с максимальным количеством женщин - просто потому, что могут себе это позволить. Мир, где женщины имеют все свободы и много зарабатывают, но сексуальные отношения остаются в благопристойных рамках, - всего лишь фантазия.
Розин также уверена, что представления о "культуре перепихона" в американской студенческой среде сильно преувеличены: большинство студентов заводит серьезные отношения. Любопытно также, что американские подростки по сравнению с их родителями в их возрасте намного реже занимаются сексом или беременеют. Пик подростковых беременностей в США пришелся на 1991 год, а с тех пор их количество снизилось на 44%.
Верно, что, судя по соцопросам, женщины сегодня удовлетворены жизнью не больше, чем в 1970-е годы. "Но это не значит, что женщины согласны вернуться в мир без противозачаточных пилюль - это как вернуться в мир без стиральных машин", - уверена Розин.
"Сексуальная революция имела позитивные последствия для женщин? Нет" - отвечает в заголовке статьи на главный вопрос Мэри Эберстадт, научный сотрудник Гуверовского института.
Сегодня часто заявляют, будто в Америке мужчины-деспоты объявили войну женщинам. Эберстадт уверена, что это представление основано на мифах, и старается опровергнуть эти мифы.
1. "Мужчины-деспоты сражаются с угнетенными, но отважными и сплоченными женщинами?" "Женщины, да благословит небо их ветреные сердца, ни по какому вопросу не имеют единого мнения", - отвечает автор. По соцопросам, в США половина женщин одобряет право на аборты, а другая половина - нет.
2. "Если бы не Католическая церковь, никто и не рассуждал бы о контрацепции". Напротив, многие секулярные мыслители тоже уверены, что противозачаточные пилюли кардинально изменили жизнь человечества. Например, из-за снижения рождаемости соцобеспечение под угрозой: детей слишком мало, чтобы они заменили стареющих родителей. Сексуальная революция преобразила экономику, культуру и юриспруденцию.
3. Споры об абортах, однополых браках и т.п. - лишь рудименты мракобесия? Эберстадт уверена: эти вопросы нельзя разрешить, пока западное общество не даст окончательную оценку наследию сексуальной революции.
4. Сексуальная революция сделала женщин счастливее? Эберстадт отвечает вопросом на вопрос: "Почему на сайтах, где женщины пишут для женщин, уделяется столько места инфантилизму мужчин, с таким отчаянием смотрят на отношения между полами?" Почему многие успешные женщины рожают "для себя", от анонимных доноров спермы? Почему 26% американок принимают лекарства от депрессии и нервозности?
Эберстадт выдвигает свою гипотезу: неудовлетворенность жизнью отчасти обусловлена уверенностью, будто "на чужих лугах трава зеленее" - "ощущением, которому сексуальная революция придала видимость истины".
"Сексуальная революция имела позитивные последствия для женщин? Да" - так озаглавила свою статью писательница Энн Пэтчетт.
Она полемизирует не столько с другими статьями, сколько с противниками сексуальной революции: "Если вы уверены, что сексуальная революция уничтожила американскую семью, так как дала женщинам право рожать или не рожать, и это право превратило большинство дочерей и жен в наглых распутниц, что ж - только не думайте, будто нас можно загнать назад на кухню". Если вы не одобряете финансирование контрацептивов из средств налогоплательщиков, составьте список всех других сомнительных статей бюджета, на которые разбазариваются ваши деньги. "Контрацепция наверняка не попадет даже в "первую десятку", - полагает автор.
Главный смысл сексуальной революции был не столько в беспорядочных половых связях, столько в возможности решать, когда рожать и сколько детей иметь, уверена Пэтчетт.
Продолжение рода - цель жизни на земле, напоминает Пэтчетт. Тем, кто недоволен сексуальной революцией, она советует "объединиться с такими, как я: мы считаем, что права и свободы женщин - единственный возможный исход развития мыслящего общества".
Пэтчетт предлагает свою программу социальных перемен: медицинские консультации для беременных и "три добрые феи над колыбелькой младенца" - достойное здравоохранение, дошкольные учреждения и образование. "Если вы думаете, что отказ детям в этих правах и привилегиях толкнет их родителей к целомудрию... что ж, мы опробовали ваш способ, он не сработал", - пишет автор.