По итогам вчерашней встречи президентов России и США на сеульском ядерном саммите можно сделать определённые выводы. Следует учитывать, что планы США установить системы противоракетной обороны в центральной Европе не несут непосредственной угрозы безопасности России. Россия этим также не сильно обеспокоена. Для неё имеет гораздо большее значение тот факт, что США, построив ЕвроПРО, увеличат своё военное присутствие в регионе и фактически возьмут под свою опеку европейские страны. Возрождающаяся Россия, в свою очередь, хотела бы сама оказывать большее влияние на Европу и ей требуется пауза, чтобы Америка отвлекла своё внимание на другие проблемы, такие как президентские выборы, европейский финансовый кризис, события в исламском мире.
В идеальном для избранного президента России Владимира Путина сценарии Соединённые Штаты были бы настолько заняты этими проблемами, что отложили бы свои планы по построению ЕвроПРО, и это позволило бы увеличить России свой вес. Судя по всему, Путин верит в такое развитие событий.
Вместо кнопки перезагрузки, Обама просит, чтобы Путин нажал на кнопку паузы в американо-российских отношениях. Сообщение Обамы Медведеву по существу говорит, что в течение, по крайней мере, этого года Вашингтон не готов серьезно говорить о проблемах, о которых больше всего заботится Москва. Это сообщение не будет встречено с удивлением в Кремле.
Уже зная, что Соединенные Штаты откладывали эти переговоры в течение долгого времени, Россия сконцентрировала своё внимание на укреплении своего присутствия в Центральной Европе, подрывая законность американских гарантий безопасности в регионе. Как часть этой стратегии, Россия увеличила свое военное присутствие на границах со странами Балтии, укрепила военный союз с Белоруссией и установит комплексы ПВО С-400 в Калининграде в апреле. Вполне естественно, что население Центральной Европы обращается к Соединенным Штатам, чтобы те гарантировали им безопастность, а заодно и припугнули русских. Но Америка просто не готова к исполнению данной роли ценой конфронтации с Россией. В результате европейцы чувствуют себя незащищёнными и пытаются разработать новые региональные меры безопасности в качестве запасного варианта, пока Вашингтон не сможет снова уделить им внимание.
Аналогичные события происходят и в Персидском заливе. Иран находится в сложной ситуации, пытаясь распространить своё влияние в арабском мире и объединить шиитов. Чтобы успешно реализовывать данную стратегию, Ирану нужно улучшать свои отношения с США. При этом американцы должны признавать зону влияния Ирана и уважать его интересы. В ситуации, сложившейся в настоящее время вокруг Исламской Республики, руководство Ирана имеет несколько козырей в своём распоряжении. Во-первых, в случае военного конфликта в мире наступит нефтяной кризис, во-вторых — США могут понести серьёзные потери, в-третьих — Штаты сейчас фактически задушены другими проблемами.
Вместо того, чтобы бросить вызов Ирану, Америка решила выиграть время на продолжающихся ядерных переговорах, пока у них фактически нет возможности справиться с Ираном уже сейчас. Удвоение количества минных тральщиков ВМС США в Персидском заливе — это напоминание иранцам, что США пусть и пытаются избежать конфликта сейчас, но не исключают его в ближайшем будущем.
Некоторые страны Персидского залива, как и европейцы, недовольны такой политикой. Арабские лидеры в ближайшие дни соберутся на саммите Лиги арабских государств, который будет принимать Ирак впервые более чем за 20 лет. Это является неявным признанием арабскими государствами, что Ирак теперь находится в шиитском лагере под крылом Ирана. Арабские государства, особенно Саудовская Аравия, надеются, что Соединенные Штаты приложат в ближайшее время гораздо больше усилий, чтобы заблокировать Иран. Но тем временем они и сами должны пытаться обеспечить региональную безопасность, пока Штатам не до этого.
Американская тактика выжидания — это не то, на что Россия, Иран, Центральная Европа или страны Персидского залива могут влиять с большим успехом. Они могут перепробовать множество тактик, чтобы захватить внимание Соединенных Штатов. Но когда дело доходит до стратегических переговоров относительно проблем столь же главных, как равновесие сил на европейском континенте или в Персидском заливе, глобальная сверхдержава — несмотря на ее многочисленные проблемы — сама решит, когда будет готова к конструктивному диалогу. В свою очередь, Россию и Иран должно сильно заботить, будет ли американский президент, с которым они будут иметь дело в 2013, учитывать их интересы настолько, насколько они на это надеются.
Ещё слишком рано, чтобы предсказывать, кто выйдет победителем в американской президентской гонке, но, скорее всего, любой будущий президент продолжил бы вести такую политику в отношении этих стран. Но, так или иначе, новый президент будет действовать немного «по-своему». И Кремль, и Исламская Республика отлично помнят изменения в американской стратегии, которые последовали при переходе от президента Джимми Картера к президенту Рональду Рейгану. Обама предлагает Путину ждать следующий год, так как сейчас США не готовы «проявить гибкость». Это означает, что в ближайшие несколько месяцев России и Ирану придётся формировать повестку дня независимо от того, кто будет сидеть в Белом доме в 2013 году.