Газета "Наш Мир" br> 1. Масоном был Уинстон Черчилль. Так же, как и Генри
Форд. И Моцарт. И Вольтер. Дюк Эллингтон. Это не считая Джорджа
Вашингтона, Бенджамина Франклина, Эндрю Джексона и тринадцати других
американских президентов. Перечисленные имена — лишь горстка влиятельных
людей из числа «Вольных каменщиков», тайного общества, возникшего в
14-м веке, чьи цели вдохновляли исследователей заговорщицких теорий в
течение сотен лет.
2. Начало масонскому наваждению в поп-культуре,
вероятно, положил фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».
Ковчег из «Ветхого завета» имеет к масонству самое прямое отношение, но
об этом позже. Дэн Браун бомбардировал тайнами «Вольных каменщиков»
широкие читательские круги, выпустив бестселлеры «Код да Винчи» и
«Ангелы & Демоны». А в «Сокровище нации» неутомимый Николас Кейдж
даже слегка переусердствовал с масонскими интригами.
3. Масонство имеет прямое отношение к архитектуре.
Первые «Вольные каменщики» были неграмотными строителями средневековых
соборов — каменотёсами. Эти люди относились к рабочему классу, но в
социальной иерархии стояли выше крестьян. Их познания в астрономии и
геометрии позволяли им воздвигать святые храмы из грубого камня.
Благодаря своей работе они получили привилегию свободно передвигаться по
всей Европе и стали «Вольными каменщиками».
4. Особый статус «Вольных каменщиков» потребовал
изобретения способа отличить настоящих работников от предприимчивых
нелегалов. По результатам проверки, вновь прибывшие на стройку
разделялись на три профессиональных ранга: ученик, подмастерье или
мастер. У каждого ранга было своё рукопожатие, позже развившееся в
секретное приветствие. Масонские традиции равенства зародились на
стройплощадках, где все называли друг друга «брат». В течение столетий
их собрания проходили в ложах, на уровне — сооружении в центральной
части ложи, символизирующем строительный измерительный инструмент.
5. Масонство не является религией, хотя у него есть
признаки некоего подобия религии. В легенде «Вольных каменщиков»
говорится о Хираме Абиффе, избранном еврейским королём Соломоном для
воплощения божьего замысла о строительстве первого храма. Храм должен
был стать вместилищем для Святого Ковчега, внутри которого покоились бы
обломки каменных табличек с десятью заповедями. Три младших работника
постоянно пытались выведать у Хирама секретные слова, которые, как они
думали, скрывали волшебную силу и являлись ключом к познанию вселенной.
Хирам терпеливо напоминал им, что слова будут раскрыты после окончания
строительства в награду за мастерство, однако, объятые нетерпением, они
решили его убить. Один за другим Хираму нанесли три удара, но тайных
слов он не открыл. Умирая Хирам произнёс: «Кто поможет сыну вдовы?» На
долгие годы эта фраза стала зовом о помощи «Вольных каменщиков».
6. В основание философии «Вольных каменщиков»
положена история Хирама. Член общества является сознательным и свободным
строителем добродетельной жизни. При этом он постоянно подвергается
агрессивному воздействию со стороны трёх (по количеству убийц) главных
факторов: невежества, фанатизма и деспотии. Каждая ложа проектируется по
подобию первого храма, существующего лишь на страницах библии. Ритуал
посвящения навеян убийством Хирама Абиффа — иносказательной истории о
твёрдости слова масона. Новобранца «убивают», а затем трижды пытаются
воскресить. Первые две попытки терпят неудачу, а после третьей человек
перерождается «вольным каменщиком».
7. Геометрия всегда представлялась «Вольным
каменщикам» верной дорогой к постижению божественного. Поэтому Эра
Просвещения привлекала в масонские гильдии, существовавшие со
средневековья, ведущих учёных и философов того времени. Эти образованные
люди, став новыми лидерами, придали гильдиями силу, способную изменить
мир — политическое влияние. Однако их влияние, подобно всем ранним
проектам Просвещения, должно было оставаться тайным из-за церковной
гегемонии.
8. Приняв в свои ряды образованных, богатых и
обличённых властью людей, масоны превратились в некое подобие клуба по
интересам. Вне досягаемости власти церкви и государственных структур
«Вольные каменщики» могли в тайне формировать своё отношение к мировым
проблемам, а затем производить соответствующие изменения в сферах своей
деятельности при негласной поддержке остальных членов братства.
9. Концентрация власти в одной организации привела к
появлению самой зловещей теории заговора. Масоны были опасны для
правительств и церкви, так как исповедовали свободу воли. Антимасонство
появилось в 17-м веке, когда суровые пресвитерианские министры окрестили
«Вольных каменщиков» антихристами. Впоследствии их обвинили в
покусительстве на мировое господство, в разорении Ватикана, в поклонении
сатане, в похищении политиков и даже в убийстве принцессы Дианы. В СССР
их преследовали как противников коммунизма. Нацисты бросали в тюрьмы за
содействие еврейским заговорам.
10. Прошлое десятилетие ознаменовалось возрождением
объявления членства в «Вольных каменщиках». Наибольшая активность этого
движения наблюдалась в Великобритании. Подозрительность британского
Парламента к масонам в свете американской и Французской революций не
удивительна. Организация оказалась на грани исчезновения, когда в 1799-м
году был принят закон, запрещающий вступать в какие-либо общества,
требующие принятия присяги. «Вольные каменщики» выхлопотали для себя
исключение, сославшись на свою приверженность правительству и закону,
при условии ежегодного оглашения списка членов.
Ежегодный список запрашивался до 1967, а в 1997
Британское правительство хотело принять законы, обязывающие судей и
полицейских объявлять о своём членстве. «Вольные каменщики» считают
подобные меры нецелесообразными, однако никто не знает, как далеко
простираются границы их сегодняшнего влияния.
|