"Белый дом расписался в решимости угодить Кремлю любой ценой", - возмущаются противники Обамы, продолжая муссировать его замечание Медведеву о ПРО. Это Митт Ромни проявил "шокирующая неосведомленность о международных отношениях", назвав Россию "врагом номер один", парируют советники Обамы. Европа спокойна, пишут СМИ: там никто и не ожидал прогресса по ПРО в год выборов в США.
Иногда неосмотрительность создает условия для самых глубоких политических озарений, пишет в The Washington Times Илан Берман, вице-президент Американского совета по внешней политике. В откровенном разговоре при включенном микрофоне Обама намекнул на возможность проявить большую "гибкость" в вопросах ПРО после президентских выборов в США. Что могло подразумеваться под этим словом? С начала "перезагрузки" Кремль предъявил Белому дому ряд требований по ПРО. В их числе - соглашение по ограничению элементов ПРО, совместный контроль запусков в ответ на угрозу баллистических ракет и др.
Любое из этих требований в случае выполнения могло бы нанести урон обороноспособности США, утверждает автор статьи. Если же выполнить их все, результат вообще будет разрушительным.
То, как ясно Обама сигнализировал о готовности поступиться принципами, говорит о том, насколько хрупка и нетверда приверженность администрации вопросам ПРО, резюмирует Берман, формулируя претензии противников Обамы: "Выходит, что Белый дом расписался в решимости угодить Кремлю любой ценой".
Конкурент Обамы на президентских выборах Митт Ромни заявил, что Обама подвергает Америку огромной опасности, а Россия является "геополитическим противником номер один", сообщает Süddeutsche Zeitung. Для Медведева это оказалось слишком сильным заявлением. Он посоветовал кандидату Ромни посмотреть на часы и понять, что на дворе 2012-й, а не 1970 год. "Враг номер один - это очень пахнет Голливудом", - сказал он".
"С тем же успехом Медведев мог бы подарить часы своему предшественнику и преемнику Владимиру Путину, - полагает автор статьи, - тот несколько недель назад в ходе предвыборной гонки откликался на российский великодержавный дух обещаниями основательно перевооружить армию и дать отпор американской ПРО".
"Во время избирательной кампании образ врага особенно полезен, именно поэтому Путин удовлетворял потребности соотечественников в патриотизме и воинственности, а Митт Ромни теперь достает старые клише о России", - поясняет автор. "В худшем случае Ромни и его консультанты не знают ничего лучшего и действительно измеряют силу Америки в сравнении со слабостью России", - говорится в статье.
Либо шокирующая неосведомленность о международных отношениях, либо злобное политиканство - так характеризует The New York Times заявление Митта Ромни, что Россия - "геополитический враг номер один для Америки". "В любом случае это безрассудные слова, недостойные серьезного претендента на президентский пост".
Когда Обама сказал Медведеву, что после выборов сможет проявить большую гибкость, он просто констатировал факт: в текущей ядовитой атмосфере в Вашингтоне сотрудничество вообще невозможно, считает издание.
Газета опровергает упреки, которые Ромни высказал на страницах Foreign Policy. Неправда, что Обама пошел на уступки России. Все президенты США, начиная с Рейгана, сокращали ядерный арсенал. Обама правильно отказался от плана ПРО Буша, его собственная модель противоракетного щита более реалистична.
Обаме газета советует более четко поддерживать российскую демократию, а Митту Ромни напоминает, что "существуют реальные угрозы для США: "Аль-Каида" и ее подражатели, Иран, Северная Корея, а также экономические потрясения".
Два десятилетия назад многие американцы согласились бы с суровой оценкой Ромни, что Россия - это "геополитический враг номер один", пишет обозреватель The Washington Post, но в XXI веке это утверждение не находит особого отклика у американцев. В частности, по прошлогоднему опросу CNN, шесть из десяти американцев назвали Россию дружественной державой или союзником.
Окончание холодной войны, конечно, сыграло роль в смягчении отношения к России в 1990-х годах, но в дополнение к угрозе международного терроризма в сознании американцев появился Иран и стал одной из стран, вызывающих наименьшие симпатии. Основной экономической угрозой для США большинство американцев считают Китай, а отнюдь не Россию, сообщает корреспондент.
Утверждение Ромни о том, что Обама идет на уступки в переговорах с Россией в вопросах государственной безопасности, может дать повод для контратаки на него самого, указывает издание. А для политических перспектив Обамы "вряд ли будет губительной беседа с другом - даже случайно подслушанная".
В США разразилась настоящая буря из-за того, что Обама пообещал Медведеву проявить большую гибкость в сфере ПРО, пишет The Wall Street Journal, но в Европе это высказывание пока не вызвало особой реакции. Большинство чиновников и дипломатов из разных стран Европы говорят, что не собираются искать в словах Обамы какой-то подтекст, они и не ожидали, что в год выборов в США на переговорах будет достигнут прогресс.
Путин уже четко заявил, что не поедет на майский саммит НАТО, где будет объявлено о так называемом "временном потенциале" ПРО альянса. Согласно концепции Обамы, наземные противоракеты будут размещены в Румынии в 2015 году и в Польше в 2018-м. К тому же Польша, которая когда-то полагала, что главная опора ее безопасности - США и НАТО, теперь она более тепло относится к России и Германии, замечает издание.
Со своей стороны, Вашингтон постарался успокоить союзников: с середины 2010 года в Польше несут вахту системы ПВО Patriot, американские военнослужащие приезжают на один месяц на польские военные базы и тренируются бок о бок с поляками, описывает издание нынешнее положение дел в Европе. Румынию, в свою очередь, в январе посетил американский ракетный крейсер.
Советники президента Обамы опубликовали в журнале Foreign Policy открытое письмо Митту Ромни - ответ на статью его советников в издании National Review.
"Мы пишем вам, чтобы развеять заблуждения", - отмечают авторы. Советники перечисляют достижения Обамы: "Сегодня высшее руководство "Аль-Каиды" истреблено, война в Ираке завершена так, как подобает ответственным людям, в Афганистане начался переходный период, президент возродил лидирующую роль США в мире". Авторы призывают Ромни разъяснить, каким образом и по каким причинам он собирается отойти от курса Обамы.
Советники Обамы задают Ромни несколько собственных вопросов.
1) "Что конкретно вы предпримете для нейтрализации иранской угрозы, и будут ли ваши меры отличаться от того, что уже делает Обама?". Как Ромни собирается устранять последствия войны с Ираном?
2) "Вы сказали, что оставили бы в Ираке десятки тысяч военнослужащих США. Сделали бы вы это вопреки желаниям правительства и народа Ирака, без правовой защиты?".
3) "Почему вы не озвучили свою политику достижения целей США и прекращения войны в Афганистане?"
4) Антитеррористический курс Обамы принес очевидные успехи. "Отчего и как вы намерены изменить нынешние методы борьбы с "Аль-Каидой"?
5) Почему вы назвали Россию "геополитическим врагом номер один", хотя сотрудничество с Россией необходимо для противодействия иранской угрозе? Чего вы хотите добиться этой фразой? Считаете ли вы, что в XXI веке есть более серьезные, чем Россия, угрозы для интересов США?
6) Почему вы постоянно распространяете ошибочную информацию на тему поддержки Израиля Обамой?
Авторы открытого письма сообщают, что ожидают от Ромни ответов на эти вопросы.