Почему Русская православная церковь вообще и патриарх Кирилл в частности в последние недели оказались в центре общественной дискуссии? Происходят ли в общественном сознании изменения в отношении к Русской православной церкви?
Об этом в эфире Радио Свобода – религиовед из Петербурга, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, специалист по новозаветной библеистике, член богословского факультета Кембриджского университета Ирина Левинская:
– В глаза бросаются расхождения между словом и делом. С одной стороны слышим проповеди об аскетизме, о милосердии, о доброте, а с другой стороны мы наблюдаем захват собственности, наступление на музеи. Одна история с Торопецкой иконой чего стоит – когда икону из Русского музея, которую просто нельзя перемещать, отправили в какое-то богатое поместье под Москвой. Фотография патриарха с миллионными часами на руке, произведшая очень неприятное впечатление на Украине, огромные кортежи из дико дорогих машин...
А самое главное - это слияние церкви и государства. Выступление патриарха в поддержку Путина, его осуждение протестных митингов на Болотной было одной из последних капель. Патриархия начинает вмешиваться в политику, причем поддерживая власть. Хотя, казалось бы, роль церкви - обличать пороки.
– Есть ли тут какой-то эффект индукции, всплеск общественных настроений, связанный с раздражением части общества от фальсификации результатов выборов? Может быть, косвенно, рикошетом это раздражение распространилось и на Русскую православную церковь – именно в силу того, что патриарх Кирилл воспринимается как часть власти?
– Такой эффект есть. Но последней, конечно, каплей, которая спровоцировала всю эту критику Православной церкви, стала реакция Кирилла на выступление Pussy Riot. Все, что сделали девушки, с моей точки зрения, подпадает под понятие "юродство". Что такое юродивый? Он выполняет заказ на свободу. Обычно это происходит во время особого застоя в церковной жизни, во время чрезмерной регламентированности церковной жизни и тогда, когда церковь начинает полностью подчиняться монаршей власти. Цель юродивого - ругаться на миру, пренебрегая общественными приличиями. И надо сказать, что юродивые на Руси гораздо больше пренебрегали общественными приличиями. Вспомним, что многие из них просто ходили голые, они врывались в храмы, они мешали совершать службу.
– Руководство и аппарат РПЦ кажутся мне достаточно высокоинтеллектуальными организациями. Много умных священников: семинария дает хорошее гуманитарное, историческое образование. Очевидно, этим людям, которые к Богу чуть ближе, чем все остальные, должен быть присущ какой-то здравый смысл. Почему РПЦ совершает такие неуклюжие шаги?
– Если Господь хочет покарать, он лишает разума. Понимаете, из Нового Завета можно ведь надергать любых цитат. Важно одно, что основной дух Евангелия - это дух любви. И вдруг мы вместо любви, прощения, милосердия видим немыслимую агрессию. По-видимому, людей трансформирует сращение с государством, приоритет политического над духовным.
– Какие часы уместно, на взгляд религиоведа, носить предстоятелю? Может быть, вообще не нужны патриарху часы? Зачем ему время знать...
– Во-первых, не нужны. Во-вторых, если они нужны... Знаете, какова была бы разумная и вменяемая реакция на фотографию украинского журналиста? Патриарх бы удивился и сказал: "Ну надо же, я не знал, что такие дорогие часы". Затем немедленно бы устроили аукцион и пожертвовали бы эти деньги на какой-нибудь приют. Поначалу примерно так из патриархии и отвечали – но посмотрите, что происходит сейчас. На глазах у всей страны патриарх солгал. В программе Соловьева патриарх сам вернулся к этому вопросу и сказал, что он никогда не носил часов, а вот после того, как появилась эта фотография, он среди коробок подношений обнаружил часы – надо же, вот те же самые. Блогеры стали просматривать внимательно интернет - и тут же появились эти фотографии. Как себя повела патриархия? Вместо того чтобы покаяться, извиниться и как-то этот скандал пригасить, они стали исправлять фотографию, как будто бы это можно сделать в эпоху интернета.
Патриарх таким поведением дискредитирует Русскую православную церковь. Много писали по поводу резиденции патриарха, этой демонстрации роскоши. А, с другой стороны, у нас огромное количество приходов, где работают прекрасные, самоотверженные священники, у которых нет денег для того, чтобы хоть как-то отремонтировать храмы. И одновременно верхушка православной церкви иногда рейдерски захватывает собственность. Посмотрите, что происходит в Калининграде, где РПЦ получила здания, которые никогда им не принадлежали, которые принадлежали католическим и протестантским приходам. Отнимаются детские больницы, которые находились в зданиях, когда-то принадлежавших православной церкви. А в век интернета это скрыть невозможно.
– Возможен ли внутрицерковный бунт совестливых, честных, бедных священников против клира?
– Очень вряд ли. Церковная организация - это практически армейская организация, там не дадут устроить никакого бунта. Обратите внимание, что когда верующие в Москве подписывали письма с просьбами не наказывать участниц группы Pussy Riot, некоторые священники отказались участвовать в этих мероприятиях. Церковные власти могли призвать их потом к ответу.
– Могут ли быть у этих историй какие-то социальные последствия для РПЦ? Или со временем все успокоится?
– Осадок очень глубокий, очень серьезный. Понимаете, это действительно очень глубокий системный кризис. У патриарха, когда он, собственно, стал патриархом, была очень плохая репутация. Вспоминают и определение "табачный патриарх", история с торговлей табаком, алкоголем; одно время как-то вдруг это притихло, но сейчас это все опять начинает вспоминаться, выстраиваться в единую линию. Конечно, патриархии надо резко менять линию для того, чтобы сохранить хоть какое-то уважение общества.