В воскресенье вечером в элитном жилом комплексе, что на Юго-Востоке напротив старой мечети, началась паника. Большая трещина разделила пятиэтажное здание на две половины, одна из них заметно накренилась. Люди разбудили детей, схватили документы и оставили свои квартиры.
Тревогу забил активист из первого подъезда. Юрий Долинский говорит, что небольшую трещину в стене видел еще в январе. Однако не придавал ей значения: думал, просто керамогранит немного отошел и это нормально для недавно построенного здания.
В воскресенье днем он собрал с соседей деньги на насос, чтобы откачать грунтовые воды из подвала. А потом вместе с другом оправился прогуляться. Обошел дом и ахнул. Одна половина строения заметно просела, стена наклонилась, металлопластиковые рамы на цокольном этаже выгнулись.
- Позвонили по номеру 112, – рассказывает Юрий. – Приехала милиция, потом ЧС. Все видели, что дом аварийный, но эвакуацию не объявили. Я сам бегал по подъездам, стучал в квартиры, говорил: «Выезжайте срочно». Некоторые мне не верили, ведь это было 1 апреля. Люди спать уже собирались.
Люди совсем недавно въехали в новые квартиры, только закончили клеить обои и крепить гипсокартон. Кто-то всего неделю назад привез мебель. А тут вдруг – опасная трещина. По свидетельству очевидцев, расстояние между двумя половинами дома стало увеличиваться на глазах. Если в воскресенье вечером ширина трещины была десять сантиметров, то в понедельник утром – уже тридцать.
Весь день 2 апреля в «Бесобе» было многолюдно. Двери в осевшей части дома были распахнуты. Жители вывозили кухонные плиты, ванны, кровати и шкафы. Улица была заставлена грузовиками. Причем из-за весеннего таяния снега весь двор представлял собой одно большое коричневое болото. Поэтому и люди, и машины – все были в грязи. Посреди всего этого безобразия, среди перепачканных грузчиков и жильцов ходили геодезисты со своими измерительными приборами и независимые оценщики, которых пригласили жители, чтобы те зафиксировали, какой хороший ремонт сделан в квартирах. Тут же были представители акимата: они переписывали имена владельцев, выясняли, кто где работает, какой за кем кредит.
Большинство жителей еще не погасили долги по ипотеке.
- Мы кредит на пять лет взяли, полгода уже платим, – рассказал Ерлан, хозяин одной из квартир. – У меня пятого числа выплата – 150 тысяч тенге. На это раз заплачу, а потом буду ждать заключения экспертной комиссии. Получу его на руки и буду разбираться. Посмотрим, как поведет себя власть. Если пойдет навстречу, не хотелось бы в конфронтацию вступать. Но если с нашими проблемами нас оставят, будем решать в судебном порядке. Есть ответственные из государственной приемочной комиссии, они подписывали документы, когда дом сдавали в эксплуатацию. Меня не устроит, если сейчас скажут, что этих людей уже нет, они уволились и так далее. Потому что они подписывали от лица государственного органа. Мы будем требовать компенсацию.
Ерлан, как и большинство его соседей, узнал о том, что дом наклонился и, возможно, вот-вот рухнет, только перед самой эвакуацией. Случайно вышел на балкон, глянул вниз: а там полиция стоит, полно народу. И все кричат, что рухнуть может с минуту на минуту и нужно спасаться.
Хотя сегодня и чиновники, и жители говорят о том, что здание представляет угрозу, официально пятиэтажку аварийной еще не признали. Власти пока только настоятельно советуют жителям осевшей половины срочно выезжать и увозить мебель.
- Ситуация сложная, – прокомментировал ситуацию аким города Бауржан Абдишев. – Это восьмиподъездный дом на 124 квартиры. За последние дни пошел по шву дома крен. В опасности находятся 64 квартиры (пятый-восьмой подъезды). Из них 32 квартиры пустующие. Сейчас мы составляем социальный портрет жителей. И для перестраховки даем рекомендации, чтобы люди здесь не проживали. Создана комиссия, которая обследует грунты. Проведем вскрышные работы. Будем выяснять причину крена.
Аким пояснил, что, по предварительным данным, дом дал посадку из-за того, что строители неправильно заложили фундамент. Сейчас специально созданная комиссия будет искать, где была допущена ошибка, и выяснять, кто во всем виноват.
- «Бесоба» – это в принципе проблемный объект, – сказал аким. – Компания «СервисПромСнаб» в свое время на свои средства начала строить его по долевому участию наших горожан. Сегодня компания должна «Евразийскому банку». Возбуждены уголовные дела. Директор компании господин Малянов находится в бегах.
И вот сегодня он рухнул...