Газета "Наш Мир" br>
"Между Таджикистаном и Узбекистаном возможен военный конфликт", - пишет Маркус Бенсманн в материале для Tageszeitung.
"Узбекистан хочет предотвратить сооружение
гигантской Рогунской ГЭС в Таджикистане. Поскольку Узбекистан находится
ниже по течению Амударьи, Ташкент озабочен вопросом неограниченного
притока воды. Поэтому 1 апреля Узбекистан прекратил поставки газа в
Таджикистан", - сообщает газета.
"Конец газовых поставок фатален для экономики
Таджикистана", - сообщает автор. "Алюминиевые заводы, годовое
производство которых достигает 500 тыс. тонн и составляет 70%
таджикского экспорта, вынуждены были существенно сократить
производственную мощность", - уточняет он.
"Спор касается также транспортных путей.
Узбекистан убирает рельсы, связывающие южную провинцию Таджикистана с
международной железнодорожной сетью. По ним также транспортировались
грузы в Афганистан", - продолжает автор.
"Без этой железнодорожной ветки снабжение
большей части населения Таджикистана оказывается под угрозой. Кроме
того, снижается шанс Таджикистана сыграть более важную роль при уходе
НАТО из Афганистана. Правда, страна с помощью международных кредитов
отремонтировала большую часть дорожной сети, но железная дорога остается
наиболее безопасным и недорогим путем", - говорится в статье.
НАТО утверждает, что этот конфликт не
затрагивает его интересы. "Мы не перевозим товары через эту границу
между двумя государствами", - успокаивает сотрудница брюссельского
представительства НАТО. "Однако, согласно анализу американского журнала
Foreign Policy, опубликованному еще в декабре, в долгосрочной
перспективе Узбекистан оттесняет утомительного конкурента на пути ухода
НАТО", - пишет автор. По его словам, альянс таким образом "попадает во
все большую зависимость от Узбекистана, несмотря на нарушения прав
человека его режимом. Через Узбекистан проходит единственная
железнодорожная ветка, ведущая напрямую в североафганский город
Мазари-Шариф". Автор прогнозирует, что в случае снижения роли
Таджикистана как партнера НАТО на северном маршруте подвоза снабжения
Узбекистан может задрать цены на транзит.
|