Газета "Наш Мир" br>
Несколько лет назад казалось, что против Бога ведется серьезная борьба.
Атеисты
извергали громы и молнии, утверждая, что "религия все отравляет", а
Кристофер Хитченс (Christopher Hitchens) написал в подзаголовке своей
книги "Господь не велик". Сэм Харрис (Sam Harris) и Ричард Докинз
(Richard Dawkins) также написали бестселлеры с язвительными
высказываниями в адрес Бога, которого Докинз назвал "самым неприятным
героем из литературы".
Но в последнее время я начинаю замечать
совсем другую интеллектуальную волну: недовольное и завистливое
восхищение религией как нравственной и сплачивающей людей силой.
Знаменосцем
этого нового направления мышления стал Ален де Боттон (Alain de Botton)
со своей новой книгой " Religion for Atheists" (Религия для атеистов),
которая стала весьма стимулирующим материалом для пасхального
воскресенья. Автор утверждает, что атеистам есть чему поучиться у
религии.
"Можно оставаться равнодушным к христианской Троице и к
буддистскому Восьмеричному пути, и в то же время интересоваться тем,
как религии проводят свои проповеди, развивают нравственность, развивают
дух общности, используют искусство и архитектуру, вдохновляют людей на
путешествия, учат их и прививают чувство благодарности красоте весны", -
пишет Боттон.
Читайте также: Фидель и религия
"Ошибка
современного атеизма в том, что он игнорирует актуальность и важность
многочисленных аспектов религии, которые сохраняются даже после того,
как развенчиваются ее главные догматы", - заявляет он. В его книге
проявляется порой такое отношение к религии, которое я бы осмелился
назвать благоговейным.
У выдающегося биолога из Гарварда Эдварда
Уилсона (Edward O. Wilson) вышла новая книга "The Social Conquest of
Earth" (Завоевание земного общества), в которой он критикует религию,
называя ее "нелепой, бессмысленной и сеющей рознь". Но он также
отмечает, что у религии было важное конкурентное преимущество перед
ранними обществами. Вера способствовала укреплению общественного порядка
среди верующих и помогала сплачивать племя, пишет Уилсон. Именно
поэтому религия сегодня так сильно распространена. Он также снимает
шляпу перед социальной значимостью веры:
"Организованные религии
сопровождают все обряды, от рождения до возмужания, от вступления в
брак до смерти, - пишет Уилсон. - Вера в бессмертие и конечную высшую
справедливость дает человеку бесценное утешение, а в трудные времена
усиливает решимость и храбрость людей. Тысячелетиями организованные
религии порождали самые лучшие образцы творческого искусства".
Профессор
психологии из университета Виргинии Джонатан Хайдт (Jonathan Haidt)
также обращает внимание на объединительную силу религии в своей новой
книге " The Righteous Mind" (Праведный ум). Хайдт, который стал атеистом
еще в юношеском возрасте, утверждает, что ученые зачастую неверно
понимают религию, потому что они нацеливаются на отдельные личности, не
обращая внимания, как вера может связать воедино общину.
Также по теме: Надия Эйведа и значение религиозных символов
Хайдт
приводит данные исследований, которые показывают, что страх перед Богом
может сделать общество более нравственным и гармоничным. Например,
авторы исследования выяснили, что люди будут меньше обманывать, если
сначала загадать им загадку, которая вызывает мысли о Боге.
Другое
исследование, на которое ссылается Хайдт, показывает, что из 200
основанных в 19-м веке общин, лишь шесть нерелигиозных светских общин
прожили дольше двух десятилетий, в то время как у религиозных общин этот
показатель был равен 39 процентам. Дольше всех продержались те общины,
которые требовали от своих членов жертв, таких как пост, ежедневная
молитва, воздержание от алкоголя и табака, новая форма одежды или
прическа.
"Те самые обряды и обычаи, которые новые атеисты
сбрасывают со счетов, называя дорогостоящими, неэффективными и
иррациональными, оказываются на деле решением самых сложных проблем из
числа тех, с которыми сталкивается человечество: совместные действия и
сотрудничество не родственников", - пишет Хайдт.
Новая волна
почтительного атеизма и его публикаций кажется мне здравым шагом вперед
по направлению к пониманию нюансов. Я уже писал об одном из худших
проявлений религии, таком как ограниченное и ханжеское равнодушие
христиан-фундаменталистов к страданиям больных СПИДом гомосексуалистов.
Но мне также внушает благоговение то, как монахини и священники рискуют
своими жизнями в районах военных действий. А согласно результатам многих
исследований, люди верующие отдают больше денег и времени на
благотворительные цели, нежели неверующие. Давайте не будем отвечать на
религиозный фундаментализм фундаментализмом светским, на религиозную
нетерпимость нетерпимостью атеистической.
Новая волна настроена
скептически, однако ее приверженцы признают огромные достижения религии,
такие как кафедральный собор Нотр-Дам или суповые кухни для
нуждающихся, организуемые по всей Америке религиозными организациями. Не
исключено, что такое новое отношение может со временем стать основой
для перемирия в наших религиозных войнах, для создания переправы между
берегами религий. Давайте же помолимся за это…
|