Несмотря на две изматывающие войны, вялый экономический рост и смещение власти с Запада в сторону Китая и "остальных быстроразвивающихся" стран, благодаря сочетанию экономической устойчивости и военного превосходства Америка еще долго будет оставаться на вершине миропорядка или где-то рядом, пишет в The New York Times обозреватель Чарльз А. Купчан.
Тем не менее, он признает, что "наиболее мощным вызовом господству Америки является не продолжающееся перераспределение мировой власти, но менее уловимые перемены - новые формы правления и капитализма, вырабатываемые Китаем и другими развивающимися странами". "Демократической секулярной модели свободного рынка, ставшей синонимом эры западного превосходства, бросает вызов государственный капитализм Китая, России и монархий Персидского залива. Политический ислам шагает рука об руку с демократией по Ближнему Востоку. Левацкий популизм упрочивает позиции в Индии и Бразилии. Вместо того, чтобы следовать западным путем развития и покорно принимать свое место в либеральном миропорядке, быстроразвивающиеся страны выстраивают собственные версии современности и отвергают идеологические амбиции Запада", - констатирует Купчан.
По его мнению, сохранить американское могущество в этом веке будет легко, сложнее будет привыкнуть к утрате Америкой идеологического превосходства и прийти к согласию и компромиссу во все более разнородном и трудноуправляемом мире. "Если американские лидеры останутся слепы к этой новой реальности и будут и дальше рассчитывать на подчинение западным правилам, они не просто неправильно поймут новые державы, но и оттолкнут от себя многие страны, уставшие оттого, что их загоняют в западные стандарты правления", - убежден автор статьи. Если во главе подъема на Западе встал средний класс, то в Китае авторитарное государство взяло верх над средним классом, и экономика страны превосходит западных конкурентов, обогащая буржуазию и избавляя миллионы китайцев от нищеты. Из-за определенных преимуществ государственного капитализма китайскую модель перенимают Россия, Вьетнам и другие страны.
Не оправдал американских ожиданий и Ближний Восток: государство и ислам здесь неразделимы, поэтому по мере падения силовых режимов к власти возвращается политический ислам. "Арабская весна" показала, что демократизация - не то же самое, что вестернизация, и Вашингтону давно пора пересмотреть давнюю поддержку секулярных партий региона", - отмечает издание.
Хотя Индия и Бразилия являются стабильными секулярными демократиями, четко следующими западной модели, их население состоит в основном из городской и деревенской бедноты, а не среднего класса, в результате обе страны склоняются к левацкому популизму, уставшему от свободного рынка и институтов представительной демократии, выгодных только привилегированной элите.
Кроме того, молодые демократии следуют собственными путями во внешней политике. Вашингтон долгое время полагал, что общность ценностей означает общность интересов, и со временем новые демократии станут союзниками США, однако на деле даже молодые державы, являющиеся стабильными демократиями, склонны проводить собственный курс, ускоряя приход нового мира, больше не играющего по западным правилам.
XXI век станет первым в истории, когда многочисленные версии порядка и современности будут сосуществовать во взаимосвязанном мире. Запад более не будет считаться вдохновителем глобализации. Многочисленные центры власти и их конкурирующие модели будут соперничать в более равных условиях. "Помня об этом, Вашингтон должен признать, что американской версии капитализма и секулярной демократии отныне придется конкурировать на рынке идей, - подчеркивает Купчан. - Соединенным Штатам следует защищать не только свои интересы, но и свои ценности. Им следует и дальше распространять демократию, твердо стоять на защите прав человека и делать все возможное, чтобы остановить беспорядочное насилие, подобное развязанному сирийским правительством".
Все разговоры американских лидеров о новом американском веке или свержении правительств во имя распространения западных ценностей только отталкивают от США страны, которые так нужны Америке для противостояния опасным изгоям и создания мира, где власть принадлежит многим. Отстаивание собственных ценностей и одновременное признание права на существование за альтернативными формами правления повысит нравственный авторитет нации и усилит вероятность того, что другие страны будут относиться к американской позиции с тем же уважением, резюмирует издание.
The New York Times